История и церковь

Вчера по ТВ прошел репортаж о том, что Исаакиевский Собор в Петербурге все же собираются передать во владение РПЦ. Как известно, далеко не все жители Питера поддерживают эту идею. Сам процесс передачи должен затянуться на несколько лет, а передан Собор будет вроде на 50 лет, но не в собственность, а в пользование.

Так вот, зачем все это нужно?

Разумеется, изначально собор принадлежал церкви — кому еще нужны соборы? Но за долгую историю Исакия с ним много чего происходило. Я помню его в качестве музея, где был установлен маятник Фуко, наглядно демонстрирующий вращение Земли. К сожалению, в последний свой визит в Петербург мне уже не удалось застать это чудо инженерной мысли. Зачем его убрали — не знаю, маятник не мешал восхищаться интерьерами собора.

Естественно, в советские годы собор был музеем (причем антирелигиозным) и ни о каких службах там речь не шла. Но после перестройки и, тем более, развала СССР, церковь стала постепенно подбираться к этому грандиозному сооружению.

Разумеется, я совсем не против того, чтобы в стенах собора проходили религиозные мероприятия. Он ведь для этого и предназначен. Тем не менее, я лично категорически против того, чтобы собор отдавали церкви, даже во временное владение.

Во-первых, «временное» вполне может стать постоянным. Кто же добровольно отдаст такой лакомый кусок? Во-вторых, сейчас основное назначение собора — музейное, там уйма туристов, там проводятся экскурсии, там продаются сувениры и т.д. Причем, как сказали по ТВ, собор себя вполне окупает, хватает и на ремонт, и на прочие расходы.

По договору после передачи собора все расходы на его поддержание будет нести государство. Но уже не будет ни билетов, ни сувениров. А значит, деньги придется брать из бюджета. Сами знаете, что в России это обычно пустая затея. И значит, велика вероятность того, что собор придет в упадок, а то и вовсе станет аварийным.

Кроме того, в соборе начнутся непрерывные службы, во время которых никаких туристов туда пускать не будут. Соответственно, будет гораздо сложнее увидеть собор внутри. Опять очереди, опять проблемы? Во имя чего?

Так вот и вопрос — во имя чего? Неужели в Петербурге такой дефицит действующих церквей, что бедным верующим негде помолиться? Почему-то не верю. Тем более, что и в Исаакиевском соборе службы-то проходят. Что вам еще нужно?

Видимо, все как всегда и везде. Для РПЦ владение таким собором — это не только вопрос престижа (хотя и его никто не отменял). Это еще и деньги с прихожан. Но главное — это возможность использовать огромный собор так, как захочется. Например, сдавать его части в аренду. Но самое главное, это надежда из временных владельцев стать постоянными…

Знаменитый Казанский собор церкви уже передали. И это наложило существенный отпечаток на возможность его посещения туристами. Отпечаток негативный, надо отметить. Так вот, неужели мало? Проводите свои службы, но оставьте Собор городу! Нет. Разговоры о передаче шли давно и я надеялся, что город устоит. Но видимо, РПЦ обретает все большую и большую силу в стране, где церковь и религия отделены от государства. Почему?

Наверно, потому, что церковь нужна государству как инструмент воздействия на массы. Нужного воздействия. Потому что церковь как общественный институт уже много веков как потеряла свою изначальную цель духовного развития народа и стала просто служить власти. И касается это не только РПЦ, и вообще не только России.

Не знаю, когда я следующий раз попаду в Петербург. И не знаю, каким я увижу Исакий. Надеюсь, что хотя бы увижу…

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

2 Ссылок на “История и церковь

  1. Всё именно так. Власть самоё для себя. Берёт себе в инструмент зомбирования религию и церковь, пользуясь слабостью мозгов народа. Церковь — идёт на любые спекуляции в своих чисто материальных интересах. Беда и безысходность в том, что сам этот народ действительно генетически слаб на голову.
    В отношении сохранности исторических памятников — и тут беда. Церковники — очень прагматичные и кондовые пользователи культовых сооружений. Они не дают своим храмам просто так развалиться, но запросто встраивают в старинные сооружения пластиковые окна и двери, без тени сомнения замажут фреску свеженькой краской, пристроят современную кладку. Главное, чтобы блестело, и было на что креститься комсомолкам семидесятых, и в кассу текли денежки. Они так варварски обращались со своими храмами всегда, задолго до всех революций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *