Ушел Эльдар Рязанов

Я редко пишу некрологи. Рождение и смерть — естественная часть жизни, несмотря на все мечты людей о бессмертии. Говорят, что самое страшное для человека наказание — это как раз не смертная казнь, а бессмертие. Даже при сохранении здоровья. Поскольку исторических прецедентов нет, спорить тут невозможно. Ученые продолжают искать методы если и не сделать человека бессмертным, то хоть продлевать ему жизнь еще и еще. А пока люди продолжают умирать…

Но бессмертие, наверно, все же существует. Пусть не физическое, да. Но пока человека помнят — он жив. И чем больше людей помнят его — тем больше степень бессмертия. Кто знает, ощущают ли эту память ушедшие Туда? Мы не знаем. Но человека с именем Эльдар Рязанов, я думаю, будут помнить миллионы и еще много-много лет…

Я никогда не причислял себя к киноманам. Я не разбираюсь в этом жанре искусства, не слишком люблю его в принципе, в последнее время практически не хожу в кино (не помню, когда был) и почти не смотрю телевизор (дурацкие сериалы мне не интересны, а шедевры киноискусства по ящику между делом смотреть негоже). И еще — я плохо запоминаю названия фильмов, имена режиссеров, актеров и т.д.

Но даже для меня Рязанов был исключением. Я не могу сказать, что считаю все его фильмы шедеврами. И вполне возможно, если я сравню его с тем же Феллини, на меня обрушится шквал негодования. Но с другой стороны — а почему бы и нет? У них разный стиль и даже разное время, но по масштабам идеи, да и по ее реализации — вполне сравнимо.

Мне не понравился в свое время «Вокзал для двоих», активно не понравился. Я видел режиссерские огрехи и перегибы и в «Иронии судьбы», и в «Гараже», и в «Служебном романе». Но несмотря на все это, я считаю, что фильмы Рязанова входят в некий «высокий набор» фильмов, которые изменяют восприятие и взгляды людей, которые каждый человек должен хоть один раз увидеть. И глубину которых, как ни удивительно, не каждый зритель способен осознать до конца, несмотря на всю их популярность.

В его фильмах были и юмор, и грусть, и намеки, и яркие образы. Была музыка замечательных композиторов и всегда удивительно подходящие к сюжету и ситуации стихи. В том числе и его собственные. Эльдар Рязанов не числил себя поэтом, хотя у нас есть маленький сборник его стихов в «Библиотечке журнала `Огонек`». Два его стихотворения попали в мою старую тетрадь избранных стихов. Вроде очень простые и легкие, но глубина…

Когда умирает известный человек, через какое-то время по ТВ начинаются передачи о его личной жизни, вылезают смутные «друзья детства», случайные любовницы (не факт, что настоящие), начинается копание в характере и привычках. Наверно, это издержки публичности, известности. Люди, увы, любят сплетни про знаменитостей. Наверно, и в данном случае будет нечто подобное со временем. Но мне бы этого очень не хотелось.

Неважно, что любил и с кем дружил режиссер Рязанов. Важно — какие фильмы он сделал. Потому что эти фильмы и сейчас, в другое время и в другом мире, не теряют своей актуальности, своего юмора и своих идей. Рязанов не снимал фильмы о сиюминутной ерунде. В каждом его произведении есть нечто глобальное и вечное. Бессмертное.

И в памяти людей должны остаться не его студенческие проделки или конфликты с детьми, а его фильмы — то, ради чего он жил и что он оставил потомкам. Не надо копаться в его душе, она уже далеко. Давайте будем просто смотреть его фильмы. И каждый раз говорить спасибо за то, что он был на Земле…

2 Ссылок на “Ушел Эльдар Рязанов

  1. Режиссер был капитальный. Создатель классики. Настоящей. Которую понимают без учебников, что вот это — классика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *