Советский фильм «Экипаж» вышел в 1979 году и был невероятно популярен. Насколько мне известно, до того времени в СССР не снимались фильмы в жанре «катастрофа», так что успех не удивляет. Первая серия фильма — откровенная мелодрама (что тоже нравится массовому зрителю), а вторая — жуткие сцены извержения вулкана, разрушения всего что может разрушиться и одинокого самолета, каким-то образом уцелевшего посреди этого ада.
Героизм экипажа и полный любовный хэппи-энд в итоге дополняли успех картины. Кстати, в те годы техника была гораздо примитивнее современной и снять все эти эффекты было значительно труднее, так что зрители отдавали дань мастерству режиссеров и операторов.
И вот в 2016 году появился фильм с тем же названием и сюжетом, который его создатели усиленно пытались не связывать с предшественником…
В кино я сейчас бываю крайне редко, по многим причинам. И, в частности, ни разу не видел фильмы в формате «3D». Есть и 4, и 5, и 7 этих несчастных «D»… Видимо, тут как в гостиницах — лишние тапочки в гардеробе добавляют лишнюю звезду…
В общем, сложились обстоятельства так, что я попал на новый «Экипаж» в формате «3D». Фильм, как говорили по ТВ, абсолютный рекордсмен по кассовым сборам, все зрители в восторге. После просмотра чепчики подбрасывают, видимо…
Насколько я знаю, ремейки в киноискусстве достаточно распространены. И в принципе, ничего плохого в них нет, если сделаны талантливо. Однако создатели нового «Экипажа» настоятельно просили не связывать их произведение с одноименным советским фильмом.
Увы. Я не понимаю, чем они отличаются. И там, и тут значительное место уделено любовным и служебным отношениям членов экипажа. Конечно, речь не идет о полной аналогии, но это было бы уж слишком. А в принципе все узнаваемо.
А что касается самой катастрофы, то тут и вовсе из серии «найдите 5 отличий». Хотя бы стихию другую придумали! Но нет, то же извержение вулкана. Я понимаю, эта стихия самая красочная и впечатляющая! И все повторяется снова…
Когда я смотрел первый фильм, мне он не казался нереальным. То ли в силу еще детского возраста, то ли в силу мастерства киногруппы — не знаю. Да и потом, уже в недавнее время, его просмотр не вызывал особого логического протеста (так, по мелочи разве что). Но просмотр нового фильма с этой точки зрения вызывает тоску. Насколько же все «притянуто за уши»! Так не бывает и быть не может, хотя бы по теории вероятности…
Еще момент. Конечно, я не специалист в авиастроении. Но я совсем не уверен, что таковые специалисты участвовали в создании фильма (раньше в СССР профессиональные консультанты были обязательны при съемках). Ну не верю я, что такие нагрузки (чисто механические) самолет способен выдержать. Не верю! («привет от Константин Сергеича»).
А сколько счастливых совпадений! Либо надо поверить в Бога (что экипаж явно не сделал в итоге), либо это просто нереально. Плюс создатели нового фильма решили затмить предшественника и использовали два волшебных (иначе не скажешь) самолета.
Насколько мне известно, дозаправка в воздухе хоть и является сейчас штатной операцией в военной авиации, тем не менее ее проведение требует огромного мастерства и ее до сих пор демонстрируют на парадах и авиашоу в качестве доказательства уровня летного состава.
Но что такое протянуть жесткий шланг от одного суперсамолета к другому? Фигня! В новом «Экипаже» между двумя неприспособленными и неисправными(!) самолетами протягивают канат, и по нему на скорости 350 км/ч на высоте несколько километров переправляют перепуганных и уставших женщин и детей, а потом и лежачего больного чуть ли не под капельницей. И я должен во все это поверить?
Что касается спецэффектов, то ничего особенного в плане «техники 21 века» я тоже не увидел. Да, объемный эффект есть, но на моем восприятии фильма это никак не сказывается — все упомянутые выше «нереальности» все равно заметны.
В общем, потраченных денег фильм не стоит. Да и потраченного времени, если честно, тоже. Повтор — он и есть повтор, сколько бы его создатели не кричали о «новом слове в кинематографе». Но при этом они даже название свое не сумели придумать…
Так что если хотите смотреть добротное и впечатляюще реальное кино — смотрите не современные нагромождения нереальных эффектов, а классические фильмы, снятые с помощью мастерства оператора и соображения сценариста. И тот же советский «Экипаж», и советский же «Прорыв» (если любите жанр «катастрофы»).
А то, что снимается теперь — это явное «не то». Тут ведь как в медицине — сейчас куча техники появилась, и медработники из талантливых и знающих докторов превратились в давно забытых «операторов ЭВМ», на уровне ПТУ. Впрочем, это уже тема другой статьи…
Как раз поэтому я и не стал смотреть новый Экипаж. Я еще и старый отлично помню. Жаль, что Александра Яковлева так быстро перестала сниматься, с 1993 года. Вот вычитал, что она сначала стала режиссером, а потом и вообще в чиновники подалась, даже была железнодорожником, заместителем директора какой-то компании. И вот оказывается она и в новом Экипаже играет. На старости лет вернулась в актрисы.
Да и я не собирался, просто так случайно вышло. Жалел потом, надо было другой фильм выбрать какой-нибудь…