Бакинский фестиваль авторской песни

В Баку проходит XI Международный фестиваль авторской песни. Начался вчера, 15 июля. Был сегодня, будет еще завтра и в понедельник. Проходит (как обычно) в Театре песни Р.Бейбутова, в воскресенье начало будет в 17 часов, в понедельник — в 19.

Но это, так сказать, официальная информация для тех жителей Баку, кто еще не знает и кто может еще попасть в уходящий поезд. Потому что каждый день этого фестиваля имеет свою ценность и, пропуская хоть один из дней, вы пропускаете событие…

Фестиваль проходит, как видно, в одиннадцатый раз. Конечно, большинство участников в этом году — из Баку. Кризис — он и в Африке (пардон, Азербайджане) кризис. И то, что в этом году Фестиваль все же состоялся — это чудо Свыше, в прямом смысле слова. Потому что Министерство Молодежи и спорта Азербайджана опять помогло в организации. И к нему еще присоединилось Главное Управление Культуры и Туризма Баку.

Да, это очень важно! Спасибо им за поддержку! И, хотя иностранные участники прибыли за свой счет, для зрителей все дни концертов традиционно бесплатны. И программы фестиваля, красиво изданные — тоже. Но главная заслуга, бесспорно, принадлежит Оргкомитету и лично Председателю КАП Баку Джавиду Имамвердиеву — замечательному барду, талантливому режиссеру и просто прекрасному человеку!

Кто участники? Перечислю по программе: Ибрагим Имамалиев (Баку), Александр Цилькер (Россия), Олег Степанов (Израиль), Лейла Бегим (Чехия), Вера Великанова (Баку), Алина Талыбова (Баку), Гергий Черногоров (Баку), Виталий Игольников (Баку), Ян Кашепава (США), Сергей Аранович (Баку), Вафа Мамедова (Баку), Саида Субхи (Баку), Вигантас Казлаускас (Литва), Оксана Буланова (Москва-Баку), Солмаз Сулейманлы (Баку), Сергей Олейник (Россия), Наталья Капранова (Россия), Эльхан Челябиев (Баку), Самир Раджабов (Баку), Анна Контуш (Франция), Алексей Ушаровский (Россия), Нигяр Гасанзаде (Баку), Диляра Юсуфова (Баку), Ирина Парошина (Грузия), Роберт Авадяев (Грузия), Джавид Имамвердиев (Баку), Ульвия Ахундова (Баку).

И отдельно скажу про самого знаменитого участника: Александр Моисеевич Городницкий! Из России, если кто не знает…

Отмечу сразу, что среди участников в этот раз есть и не совсем барды, есть просто поэты. Вроде бы это фестиваль авторской песни, но я благодарен организаторам за такое расширение рамок. Дело ведь в том, что сам жанр авторской песни предполагает, прежде всего, Поэзию (с большой буквы). Потому что и на гитаре можно играть «так себе» (Окуджава уверял, что знает всего три аккорда), и голос оперный не обязателен (хотя бы Высоцкого если взять). Но стихи должны быть Стихами!

Так вот, сначала я хотел подробно написать «кто есть кто», кто мне и чем понравился. Но потом раздумал и вообще никаких имен больше (кроме списка выше) не укажу. Почему? Потому что мое мнение в данном случае никакого значения не имеет. Искусство субъективно и если мне нравится кто-то один, а другому другой — это нормально. Главное не это, главное то, что в эти четыре дня в одном здании Театра собрались необыкновенно талантливые, внутренне богатые и глубокие люди. Вы даже не представляете, насколько!

И что особенно приятно — зал был полным, даже мест не хватало. Хотя лето, все в отпусках, на дачах (особенно в выходные) и т.д., но тем не менее! Да, детей и юношества было мало, это правда. И это, конечно, огорчает, потому что жанр авторской песни — это советское явление и молодежь с ним практически не знакома. Считаю, это вина родителей — не привили, не показали! Пустили на самотек, как сейчас принято…

Впереди еще два концерта. К сожалению, но два участника (из Баку) выступать отказались, потому что хотели петь под фонограмму, а Джавид не разрешил. Я не буду их называть, но мне жаль — я как раз хотел их послушать внимательнее. Однако, я согласен: авторская песня и «фанера» — «явления несовместные». Даже если это не от лени петь, а от любви к спецприемам, невозможным «живьем». Но бардовская песня — это именно живое искусство, чем оно особенно ценно. И ради Фестиваля можно было бы и без фонограммы обойтись… Может быть, одумаются еще?

Я ходил вчера, ходил сегодня, пойду и в оставшиеся дни. Послушать прекрасные стихи, лирические и мудрые, иногда веселые, иногда и нет… Послушать гитару, послушать живые голоса, поющие «как умеют», но искренне и поэтому чисто. И просто окунуться в атмосферу творчества, солидарности и взаимопонимания. Всего этого в наш век так не хватает!

Еще раз спасибо Джавиду Имамвердиеву за титанический и даже героический труд! И пусть каждый год в Баку звучат стихи и песни со всего света, и пусть их становится все больше и больше!

10 Ссылок на “Бакинский фестиваль авторской песни

  1. Меня иногда поражает способность некоторых пишущих людей, в безапелляционности суждений
    о вещах, к котопым имеют весьма отдалённое отношение.
    Никто не собирался петь » под фанеру».
    Пение «под фанеру2 — подразумевает имитацию пения. Обычно это бывает на каких то наспех организованных концертах, для толпы. Где не отстроен звук, нет звукорежиссеров и вообще — типа пипл схавает.

    Бардовские же концерты в Баку, происходят обычно в Театре Песни, где в штатном расписании, работают грамотные звукорежиссеры и стоит качественная аппаратура.

    Поэтому «под фанеру» петь — это лишний раз позориться.

    Под фанеру никто петь не собирался.
    Настаивали на пение под «минусовку». А это, как говорят в Одессе , две большие разницы.

    Т.е идет сопровождение из нескольких инструментов, а артист поёт ВЖИВУЮ, выкладываясь при этом , кто как может.
    Петь под минусовку даже труднее, чем под одну гитару. Для этого нужны способности немного превышающие умение основной бардовской тусовки.
    К тому же , насколько я знаю, эти «минусовки» просто заменяют музыкантов на сцене, которые не выходят играть с некоторыми нашими бардами, из за скудного бюджета Фестиваля.

    Поэтому, когда вы пишите про «лень» или про какую то непонятную «любовь к спецэффектам», то это как минимум смешно. И неправда.

    1. Меня иногда поражает, как люди отвечают на текст, который толком не прочитали и не поняли.
      Публично речь шла именно о фонограмме. Что касается «минусовки», то, извините, никакого смысла в ней на подобном фестивале не увидел ни я, ни его организаторы. И на следующий день вполне обошлись нормальным живым пением — очень хорошим!
      Авторская песня — это человек и его гитара. А ВИА (неважно, живьем или в виде минусовки) — это уже элементы эстрады, которая является совсем иным (пусть и хорошим) жанром искусства.
      Никто не умаляет выдающихся талантов Вашего кумира. Но все хорошо в меру и к месту…

      1. Уважаемый Дилетант.
        Авторская песня — это человек и его песня.
        А песня — это слова и музыка.
        А музыку можно и нужно воспроизводить .
        И не важно, каким образом идёт это воспроизведение.
        Под гитару, под саз, под тамтамы, под аккордеон или под симфонический оркестр.
        Главное, что бы это действовало на людей. Вызывало слезы и смех, эмоции, переживания, вдохновение. в конце концов.
        Если Вы думаете, что песня с избитыми словами, заезженной мелодией и плохо исполненная на одной гитаре, является Авторской песней больше, чем песня неизмеримо высшего качества (и по стихам и по музыке и по влиянию на людей), но исполненная под МИНУСОВКУ, то Вы просто дилетант. который заменяет Содержание Формой.

        1. Уважаемый Профессионал!
          Авторская песня — это вполне определенный жанр. И как бы хорошо я ни относился к тому же Антонову (это только пример, я его не люблю), который тоже пишет песни, я никак не смогу поставить его на одну доску и сцену с Высоцким, Визбором или даже Никитиным (который стихи не пишет). Кстати, тот же Никитин (к которому я очень хорошо отношусь) формально под жанр АП не подпадает именно потому, что не пишет тексты.
          Просто есть «строгие правила» и «нестрогие». На одних концертах действуют первые, на других — вторые, но тоже «в рамках». Вот и все.

  2. Хм… интересно, вот я спела «Беду» Высоцкого на концерте ко дню рождения автора. Спела под минусовку.
    И забавно, но не только не противно было слушателям, а напротив, подходили и благодарили за исполнение.
    Если музыкальное обрамление не отвлекает от сути, и автор передаёт чувства и смысл, что же в этом дурного?
    Вы этим заявлением заставили меня почувствовать себя прямо-таки чужеродно. А я ведь тоже пишу. Но к сожалению не умею играть на гитаре. А посему лишена возможности принимать участие в концертах.
    И да, всё-таки фонограмма и минусовка — две разные вещи.

    1. Мне кажется, это все вещи не совсем сравнимые. А главное, как всегда, все упирается в терминологию. И если уж серьезно говорить, то надо определиться с терминами.
      Согласно «Википедии» (хотя я не любитель ее), «Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.»
      Если исходить из этого определения, то все становится ясным. Но значит ли это, что не надо было петь на вечере памяти Высоцкого? Разумеется, нет! Кстати, мне тоже тогда понравилось! 🙂 Опять же, в данном фестивале принимали участие просто поэты, без музыки. правильно ли это? Формально, нет. Но лично мне понравилось.
      Я не говорю, что вообще не надо использовать минусовки. Просто помимо чисто культурного эффекта есть еще некая «энергетика» на концерте. Да, можно слушать и минусовку, оценивая и музыку, и стихи, и голос. Но когда человек вживую играет на рояле, гитаре и т.д., это совсем иначе воспринимается! В этом смысле его игра наоборот, усиливает эффект от слов и голоса.
      А эстрада — это другой жанр, тоже замечательный. И я очень люблю хорошие песни в сопровождении оркестра — почему нет? И под минусовку можно. Но это просто другое!
      Так что — все в порядке, Марьям всегда украшает концерт собой и своим пением. Я серьезно, ни о какой «чужеродности» в данном случае речь не шла. Конечно, на концерте КАП есть свои правила (они должны быть), и самое идеальное — это научиться играть на гитаре! 🙂 Просто я не очень люблю «смешение жанров», может просто в силу консервативного характера и приверженности традициям — не знаю… Мне просто кажется, если начать все смешивать, то очень быстро все превратится в кашу, будет «ни то, ни се».
      И повторяю, Самир прекрасно спел без всякой минусовки, гораздо более ярко и живо. А в жанре АП эмоции и манера автора, мне кажется, не менее важны, чем сама мелодия и текст.
      В общем, длинно получилось, но мне хочется, чтобы меня правильно понимали…

  3. Уважаемый, а почему Вы привели в качестве примера именно Антонова?
    Это, как говорится — ни в огороде бузина, ни в Киеве дядька.
    Есть исполнители авторских песен, гораздо более подходящие к теме нашего спора.
    Шевчук, к примеру, или Макаревич. Юрий Лоза или Борис Гребенщиков.
    Бутусов или Тимур Шаов.
    Таких имен — море. То же Александр Розенбаум, в конце концов.

    А Вы приводите в пример Антонова, который к теме нашей дискуссии имеет весьма отдаленное отношение.
    Такое впечатление, что Вы после Антонова , ничего и никого не слушали.
    Ну тогда не беритесь писать о том, чего попросту говоря, не знаете.

    Шевчук играет и под одну гитару и под сопровождение своей группы ДДТ.
    Как и Розенбаум , и др.
    И это есть Настоящая Авторская Песня.
    А Александр Моисеевич Городницкий вообще на гитаре не играет. И тем не менее, то, что он делает — тоже Настоящая Авторская Песня.
    А вот то, что делает, к примеру, Джавид Иммамвердиев, или Виталий Игольников, или Георгий Черногоров — это Авторской Песней НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

    Не смотря на то, что все атрибуты Авторской песни присутствуют (по Вашему), но это , увы, не Авторская Песня.

    Опять же, Вы склонны смотреть на Форму.
    А не на Содержание.

    Поэтому Вы ищите Авторскую Песню по атрибутам, о которых прочитали в Википедии.

    А Авторская песня гораздо сложнее и многограннее.

    1. Ну, во-первых, сам Розенбаум всегда категорически открещивался от попыток отнести его к жанру АП и подчеркивал, что он «не бард, а профессиональный композитор». Да и вообще — да, он пишет песни. И что? Пугачева тоже пишет, но разве она бард?
      Во-вторых, и Макаревич, и Гребенщиков по сути тоже никак не барды, а солисты ВИА. Просто наряду с этим они выступают и сольно. Но я не могу их отнести к жанру в полном его проявлении.

      Однако, меня заинтересовало другое. А почему, собственно, Джавид Иммамвердиев, или Виталий Игольников — это НЕ авторская песня??? Несмотря на присутствие, как Вы пишете, всех атрибутов? Или у того же Джавида слова пустые? Или он играть на гитаре умеет хуже Окуджавы? Или поет как Бернес (вот уж кто петь не умел!)? Извините, но в таком случае, я Вас просто не понимаю, поясните на уровне математики, тогда и спора не будет…

      А что касается меня, то я смотрю и на содержание, и на форму. Форма определяет жанр. А содержание определяет — нравится мне данный бард (в данном случае), или не нравится. Если Вам нравится Самир и не нравится Джавид — это нормально. Но причем тут жанр?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *