Когда нужны жертвы?

История человеческой цивилизации тесно связана с понятием «жертва». Сначала жертвы были религиозные, чтобы умилостивить «богов». Потом появились жертвы военные (и тех, кто жертвовал собой на войне, причисляли к лику героев). Люди жертвовали собой во имя идей революции, научных идей, жертвовали для спасения своих близких. Не всегда жертвовали жизнью, иногда — карьерой, достатком, своими мечтами…

Понятие жервы есть и в играх, например, в шахматах, когда игроки жертвуют фигурами ради улучшения позиции. Даже в природе стадо оленей может пожертвовать слабым и больным сородичем, отдавая его на съедение волку, чтобы спасти остальных. А уж про крыс еще интереснее: если стая крыс видит нечто съедобное, но странное, они посылают вперед старую и больную крысу, чтобы на ней протестировать продукт.

Так вот, когда же это все нужно в человеческом (а не крысином) обществе?

Зашел у меня недавно такой спор, точнее, дискуссия. Сначала на одном локальном примере, а потом уже вопрос получился глобальным. Так когда же оправданы жертвы?

Отношение к человеческой жизни в разные эпохи было разным. Те же мушкетеры не особо задумывались о ценности жизни не только чужой, но и своей собственной. Они вполне готовы были потерять жизнь на дуэли из-за какого-то случайно упавшего платка. А Пушкин? А Лермонтов? А тысячи и тысячи других людей, легко и с готовностью идущих на смерть из-за какой-то ерунды? Оправдано ли это, нужно ли?

Потом появились герои войны, прежде всего, в России (и в СССР), которые ни минуты не сомневаясь отдавали свои жизни за родину, Сталина или просто светлое будущее своих (и чужих) потомков. Солдаты, закрывающие своими телами амбразуры, летчики, которые вместо прыжка с парашютом направляли подбитые машины на скопления противника. Не было бы этих добровольных жертв — кто знает, как сложился бы итог той войны? Значит, вроде бы нужно? Ну и, конечно, как тут не вспомнить японских камикадзе.

Современные добровольные жертвы — это, прежде всего, религиозные фанатики, которые уничтожают себя вместе с окружающими ни в чем не повинными людьми, искренне веря, что попадут в рай (при том, что религия запрещает убийство).

Ну и, разумеется, политика. Как на большой шахматной доске, президенты и короли не задумываясь жертвуют тысячами своих граждан ради укрепления позиции своей страны на мировой арене. Но это жертва другими, тут все просто. А у нас сейчас речь идет о самопожертвовании.

Так вот, не всегда жертвуют жизнью. Ради призрачного шанса на продление жизни родственника, больного раком, люди продают не только машины и золото предков, но и единственные квартиры, обрекая и себя, и своих детей на бомжевание. В лучшем случае, бомжевать приходится и спасенному, но чаще всего подобные жертвы оказываются напрасными. Правильно ли это?

Правильно ли, когда талантливая и творческая девушка закапывает все это в землю ради обильной еды и вовремя постиранной одежды своего мужа? Правильно ли, когда мечтающий о высоком творчестве мужчина вынужден принести свои таланты и мечты в жертву ради того, чтобы его жена лишний раз слетала в Анталью, а дети могли с гордостью вынуть из кармана дорогой телефон в компании сверсников?

Это ведь тоже жертвы, причем зачастую они даются даже тяжелее, чем один бросок на амбразуру. Выстрел — и все, а тут — годы мучений и вопросов.

Наверно, каждый человек на эти вопросы отвечает себе сам. Но есть еще и общество, которое нагло вмешивается в чужие жизни и судьбы, диктуя неизвестно кем установленные правила. И люди влезают в многолетние долги, жертвуя собственными нервами и будущими радостями, чтобы только справить свадьбу ребенка «не хуже, чем у других». А надо ли?

В случае с болеющими родственниками тоже зачастую именно страх осуждения соседями и знакомыми заставляет людей идти на продажу последнего, чтобы сказать всем: «я сделал, что мог». Неправда, ты сделал то, что не мог…

Разумеется, случаи бывают разные. И разумеется, в конечном итоге виновато государство, обрекающее своих граждан на такие жертвы, допуская огромные цены на медицинские услуги и нищенские зарплаты большинства населения. Но тем не менее. Стоит ли продавать все, чтобы еще на пару-тройку месяцев продлить мучения умирающего?

Да и военные жертвы. Что важнее — ценность жизни отдельного человека, внутренний мир личности, или неизвестное будущее государства (а по сути — государственной власти)? Ведь на войне гибнут иногда и люди, имеющие потенциал для страны гораздо более важный, чем просто «строевая единица». Да и разве знает кто-то, для чего предназначен тот или иной человек на Земле, чтобы бросать его в бой? И разве сам человек знает свое истинное назначение, чтобы вот так кидаться на амбразуры?

И какие такие передовые идеи стоят того, чтобы отдавать за них свою жизнь? И почему героизируют тех, кто «умер за веру»? Разве для того создавал Бог человека, чтобы тот умирал за какие-то ритуалы? И разве не един Всевышний, что стоит так держаться за условности той или иной религии? И не лучше ли спасти свою (данную Богом!) жизнь, сказав «Аллах акбар» (а разве Бог не велик?) в угоду фанатику, чем умереть, держа в руках крест? Кстати, во времена крестовых походов ситуация была зеркально противоположной…

Я понимаю, что никто не даст однозначного ответа на все эти вопросы. Но каждый из нас ведь имеет свое мнение? Или не свое? А воспитанное обществом? И правильное ли это мнение — вот в чем вопрос. Ведь общество всегда героизировало жертвы. Но всегда ли жертвовать собой — это героизм? Возможно, иногда это просто глупость?

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

2 Ссылок на “Когда нужны жертвы?

  1. Тут кое-где перемешалось по тексту понятие жертвы — как откупа за что-то, и понятие жертвы — как пострадавшего субъекта (ов). Но не суть важно. Мы такие же общественные животные, как и многие другие виды. Склонность к самопожертвованию в защиту единокровного члена стада, детёныша, у нас инстинктивна. В то же время социальное общество обычно на наших инстинктивных порывах и спекулирует нами. Общий баланс полезности жертвенности в обществе, для общества же — отрицательный.

    1. Нет, я не говорю о жертвах стихийных бедствий, это другое. Я говорю именно о пожертвовании — либо собой, либо своим благополучием, временем, мечтами и т.д. Речь именно об этом.

Добавить комментарий для Transparent Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *