Концерт сочинителя баллад

Вчера я ходил на концерт Самира Раджабова. Честно скажу, я давно хотел попасть на его сольный концерт. Самир — один из самых известных и ярких представителей бакинского Клуба авторской песни. Я много раз слышал его внутри фестивалей и концертов КАП, но, несмотря на огромное число его фанатов, восторга не испытывал. Чтобы иметь обоснованное суждение, надо все же лучше узнать творчество человека.

И вот, вчера такая возможность случилась…

Прежде чем рассуждать о концерте, я хочу сделать одно предупреждение. То, что я пишу ниже — не критика. Во-первых, чтобы критиковать, нужно, как минимум, быть специалистом в критикуемой области, в данном случае, быть поэтом, композитором и певцом. Я — ни то, ни другое и не третье. Во-вторых, критика подразумевает желание изменить свойства и поведение критикуемого. А я ни в коей мере не хочу, чтобы Самир становился другим: он хорош такой, какой есть.

Я просто напишу то, как лично я (в качестве зрителя и слушателя) воспринимаю его творчество. Если это будет ему интересно и полезно — я буду рад. Если нет — это его право. И еще пара слов к его фанатам. У каждого человека есть свое мнение. Я пишу свое. Если хотите — создавайте себе площадки для самовыражения и пишите сам свое мнение. Я тоже с интересом прочитаю.

Итак, о концерте. Сначала не о Самире.

Во-первых, начался концерт на 35 минут позже объявленного времени. Я понимаю, что в Баку не принято приходить вовремя, но не настолько же! Не надо пускать в зал опоздавших — и все дела. А заставлять людей полчаса сидеть (а многих и больше, ведь места не нумерованы, надо заранее занимать) и ждать — это неправильно.

Во-вторых, о звуке. К сожалению, из некоторых песен я слышал едва ли половину текста. Музыка заглушает голос, а близкий ко рту микрофон вносит свои искажения. Мне кажется, можно было бы заранее этот вопрос как-то решить. Публика ведь не будет кричать: «сапожник, звук!», не те времена и обстановка.

Теперь о песнях. Некоторые поклонники, анонсируя концерт, написали, что «это тот редкий случай, когда в песнях есть смысл». Позволю себе оспорить данное утверждение. Смысл есть в песнях вовсе не только у Самира. Но вот что лично мне не понравилась в стихах песен — это их тотальная минорность! Не знаю, в чем причина: то ли у Самира столь плохое настроение, то ли он так негативно видит окружающий мир.

Есть такое мнение, что «умный человек не может радоваться жизни, потому что видит ее несовершенство», мол, только дураки все время улыбаются. Признаюсь, я и сам когда-то считал, что хмуро-ироничный вид и скривленный рот — это и есть признак интеллекта. Но с тех пор многое изменилось, и я уже давно осознал, что признак настоящего интеллекта — это как раз радоваться тому хорошему, что есть вокруг и уметь это хорошее увидеть. Да, есть и плохое. Но внимание нужно заострять на хорошем, тогда его станет больше. А плохое надо исправлять, если можешь, А если не можешь — зачем его подпитывать своим вниманием?

Иначе говоря, песни могут быть и критическими, и сатирическими, и просто грустными — любыми. Но песни должны быть и веселыми, и добрыми, и радостными — хоть иногда! Но вчера я таких не услышал…

Еще момент. Я люблю пение, если уж человек поет. Да, Самир совершенно прав исторически, потому что старинные сочинители баллад эти баллады не пели, а именно произносили под музыку, как и он. Но я все же люблю пение, потому что голос, интонации (и в каждой песне свои!) — это тоже вносит вклад в восприятие. Одну песню Самира спела Вафа Мамедова (вице-президент КАП). Как это было красиво! Жаль, что всего одну.

Позволю себе такое сравнение. Я всегда уважал, но не любил Высоцкого. Да, он прекрасный поэт, когда его стихи читаешь в книжке. Но слушать его я категорически не любил — не мое! И я бы очень хотел достать сборник стихов Самира и просто спокойно в кресле их почитать, без орущей (хотя и мастерски написанной!) музыки. В его стихах действительно есть смысл, и написаны они зачастую очень интересно и необычно. Но половина их смысла и красоты от меня вчера просто ускользнула… Увы, не мое!

Еще одно сравнение пришло в голову: с Марком Бернесом. Тот тоже не столько пел, сколько говорил. И даже хорошие песни в его исполнении я слушать не любил… Хотя он был очень популярен! Так что мое мнение, повторяю, субъективно, и я вовсе не настаиваю на его верности. Для меня — так.

Концерт был долгим. Зал был переполнен (а он немаленький!). Но, как это обычно бывает, ближе к концу люди стали постепенно уходить. То ли транспорт боялись не застать, то ли устали. Я, по правде говоря, тоже устал. И я думаю, что напрасно Самир пел песни других авторов. Я пришел послушать его песни, а не те, которые ему нравятся. Ничего против их авторов не имею, но захочу — послушаю сам. А так — усталость притупляет внимание, и последние песни я уже не воспринимал совсем. Жаль.

В общем — что сказать? Я, бесспорно, рад, что пошел на этот концерт. И я хотел бы почитать стихи Самира на бумаге (в крайнем случае — на экране, главное, чтобы именно почитать), чтобы по-настоящему их осознать. Я поздравляю Самира Раджабова с концертом и желаю ему больше позитива в жизни!

И опять напомню. Даже если мне что-то не понравилось, это не значит, что надо все менять. Мир прекрасен своим многообразием. И когда это многообразие проявляется таким талантом — это еще лучше. Но фанатом Самира я не стал. Да и обязательно ли это?

 

В зале, где проходил концерт, были выставлены картины ученицы 9 класса Гимназии искусств Ангелины Сазоненко. Опять же, с позиции зрителя, а не искусствоведа: мне картины понравились. Да и сама художница вполне соответствует своему имени, разве что крыльев не видно. Но крылья — штука такая, что всем подряд и показывать не стоит…

Однако, хочу пожелать Ангелине сделать настоящую выставку, в центре Баку немало соответствующих залов. И на такую выставку я приду с удовольствием. Много раз писал, что таланты надо продвигать. Конечно, спасибо организаторам за предоставленную возможность, но рассмотреть там картины по-человечески не удалось. Так что — надеюсь, все впереди!

2 Ссылок на “Концерт сочинителя баллад

  1. Прочитала Ваши комментарии по поводу вчерашнего концерта.. В корне с ними не согласна.
    Самир Раджабов именно что пел, (а не произносил слова) — когда надо было петь и произносил слова, когда надо было их именно произносить
    Стихи Самира не негативные, а правдивые и искренние. . И в этом их позитив.
    Если Вам нравиться слушать веселенькие бардовские песенки ни о чем — о том, что » как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», то тогда конечно. Но лично я рада, что Вы не стали фанатом Самира раджабова.
    Иначе я бы в нем разочаровалась бы.
    Слава Богу, что это не произошло

    1. Я думаю, что ВСЕМ может понравиться только НИКТО. Так что если бы Самир нравился всем, я бы в нем разочаровался. И замечу для справки, что я вообще не склонен к фанатизму.
      По поводу «искренности» — а разве я спорил? И причем тут «как здорово, что все мы»? Разве одно исключает другое?
      Однако, мне очень жаль, что Вы так и не поняли суть моего поста…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *