Вчера завершились 4 дня Международного Бакинского Фестиваля авторской песни и поэзии. Это был 13 по счету фестиваль, но мы все уже с нетерпением ждем следующего. В жизни современного человека не так уж много праздников, и дни фестиваля являются ярким и радостным огнем в привычной пелене буден.
Про первый день фестиваля я писал отдельно, про второй — приписал там краткий комментарий под постом. А теперь пришла пора написать все подробно. Увы, делать это синхронно с происходящим я не мог, ведь блог блогом, но домашние дела никто не отменял…
В этот раз я очень много фотографировал. Часть фото выставлены в первом посте про открытие, остальные представлены здесь. Снимал я разной аппаратурой, отчасти в качестве сравнительного теста, отчасти в силу удобства. Качество и разнообразие фото получилось разным в разные дни. Естественно, для блога отобраны только самые лучше и самые интересные фотографии, но вообще их гораздо больше. Я вообще теперь решил сохранять оригиналы тех фото, которые делаю для блога — мало ли что? Так что если вы хотите получить свою фотографию в оригинале — обращайтесь!
Так вот, о фестивале.
Второй день был посвящен юбилею Александра Городницкого. 85 лет — это не шутка! Мэтр авторской песни порадовал зрителей не только хорошо известными своими произведениями, но и новыми стихами и песнями. И должен отметить не в обиду многим другим авторам, Городницкий — это Городницкий!…
Он из той, первой плеяды бардов: Окуджава, Высоцкий, Визбор, Ким, Галич… Да, популярность Высоцкого не знала границ. Да, Окуджава тоже был широко известен. Признаемся честно, Городницкого народ в своей массе знал меньше. Почему?
Кем был Высоцкий, чем занимался? Играл в театре и кино, то есть был все время «на виду». А его пристрастия и поведение были во-многом очень близки народу…
Окуджава был писателем и поэтом, он писал песни для многих фильмов, он много выступал. Он тоже был на виду, хотя его гораздо большая интеллигентность, как ни крути, ограничивала популярность кругом данной «прослойки».
А что делал Городницкий в это время? Таскал рюкзак по тайге, ходил по горам и плавал на научных судах. Он писал свои песни прямо там, в море и в поле, в горах и в лесу. Но много ли людей могли их услышать?
Честно скажу, что при всем моем уважении к таланту Высоцкого и всей моей любви к творчеству Окуджавы (я вырос на его песнях и многие знаю наизусть, потому что они мне действительно очень близки), Городницкий, которого я узнал как барда гораздо позже, в моих глазах стоит в какой-то степени выше всех остальных. Возможно именно потому, что он не профессиональный литератор, не актер, а ученый. Настоящий Ученый, с большой буквы! А эта категория людей сама по себе вызывает у меня глубокое уважение. А в сочетании с таким талантом поэта и музыканта, в сочетании с юмором и скромностью истинного интеллигента…
В общем, кто не пошел на концерт Городницкого — сделал огромную ошибку. Дай Бог ему долгих лет жизни и творчества на радость всем нам!
На Фестиваль приехали знаменитые люди, чтобы поздравить этого удивительного человека: приехал Михаил Гусман, замдиректора ТАСС, приехал ведущий канала «Ностальгия» Владимир Глазунов. Гусман выступил с очень небольшой, но очень теплой речью, а вот Владимир Глазунов в последний день Фестиваля читал стихи. Не свои. Но читал очень здорово (а я не люблю декламацию стихов) и стихи были подобраны просто удивительные по глубине и красоте.
А вообще на Фестиваль приехали гости из многих стран. Выступали, конечно, и местные барды и поэты. Мне сложно перечислить всех участников, единого полного списка у меня нет, потому что такие фестивали часто проходят не по заданной программе. Но некоторых участников я все же вынужден обсудить, заранее готовясь к отражению атаки.
Дело в том, что есть в бакинском КАП такой человек как Самир Раджабов. Я много раз писал про подобные концерты и каждый раз именно Раджабов становился предметом споров и даже нападок на меня (приходилось фильтровать комментарии). Я, собственно говоря, не собирался ни с кем спорить. Я просто говорил и говорю, что творчество Самира выходит за рамки КАП и гораздо ближе к эстраде. Да, это прекрасное творчество, но ему нужно отдельное пространство!
Я бы сравнил его с Розенбаумом. Тот ведь тоже сам пишет музыку, сам пишет стихи и сам это поет. Но он не бард! Причем не только по моему мнению, он сам категорически отвергает свою принадлежность к данному жанру искусства! Розенбаум — эстрадный артист, который сам пишет свои песни. А бард — это поэт, который сам исполняет свои стихи под гитару. Чувствуете разницу?
Так вот, Самир Раджабов — это артист эстрады, пишущий песни, но не бард! И его выступление в данных рамках приводит, на мой взгляд, к некоторому диссонансу…
Я заметил в зале немало людей, которые в субботу пришли конкретно послушать Самира. Они весь вечер насмешливо комментировали других участников, а дождавшись своего кумира, кричали «браво» и чуть ли не в кресла запрыгивали. При этом было немало зрителей, которые наоборот, уходили с концерта. И не от усталости, а потому, что пришли смотреть и слушать совсем другое. Кстати, я ничего нового почему-то от Самира не услышал, все спетые песни были мне давно известны. Неужели новых нет?
Я как-то ходил на сольный концерт Раджабова. Если интересно мое мнение о нем подробнее — читайте там.
Теперь о других. Да, я люблю жанр Авторской песни именно в его изначальном советском понимании. И хорошие стихи тоже люблю. Так что в целом все 4 дня я получал удовольствие от концертов. Хотя, конечно, были авторы, которых хотелось слушать еще и еще, а были такие, которые заставляли смотреть на часы и думать: «ну скоро уже будет кто-то другой?». Имен называть не буду, это ведь мое субъективное мнение.
Но отмечу Солмаз Сулейманлы, потому что ее талант и артистичность (не игра, а именно природная непосредственность и женственность) зал просто очаровали. Впрочем, не первый раз.
Участников было много, я физически не могу в блоге писать про каждого: это уже будет не репортаж, а диссертация… Да и стоит ли? Фестиваль хорош именно тем, что дает возможность увидеть и услышать очень разных людей, разные мнения, разные манеры, разные техники. И хорошо, что это именно фестиваль, а не конкурс! Здесь нет конкуренции, нет борьбы, интриг и обид, здесь единство и свобода творчества!
И еще одно важное обстоятельство. Все дни фестиваля вход для зрителей был бесплатным. Потому что нашлись спонсоры — Министерство Культуры, Министерство Молодежи и спорта, а также страховая компания «A-qroup». Кстати, замечу, что подобные фестивали служат и делу популяризации Азербайджана в мире, и делу привлечения в страну туристов, чему правительство уделяет сейчас большое внимание. Так что будем надеяться, что такие фестивали не только будут проходить каждый год, но и станут еще более обширными, насыщенными и массовыми!
И, разумеется, спасибо руководству бакинского КАП: Президенту Джавиду Имамвердиеву, а также вице-президентам Деляре Юсуфовой и Вафе Мамедовой. И не только за организацию фестиваля, но и за участие в нем — прекрасными стихами и песнями!
Как говорится, «В следующем году…». Дай Бог!
А как вообще поставлено дело освоения детьми, новым поколением — русского языка? Просто недавно где-то прозвучало, как девушку, в Латвии, кажется, не взяли на некую работу из-за не владения русским. Ну, такое уже новое поколение подросло. В школе не заставляли, и казалось не нужным. А в Азербайджане? Ведь на практике — если раньше не было мотивации, то английский в обычных школах был чистой профанацией? Мотивация к владению русским заметна? Или незаметна поскольку уже автоматическая?
Вопрос вырос из ассоциации с авторской песней, которая в Союзе была традиционно на русском.
Авторская песня среди молодежи у нас не популярна по двум причинам: во-первых, про нее практически никто не знает, ибо нет информации, рекламы и т.д. Во-вторых, авторская песня требует умственной деятельности, а молодежь привыкла просто тупо потреблять. Сейчас ведь и дискотеки — ужас: оглушающая «музыка» без мелодии, я туда даже зайти не могу, уши болят от грохота и тошнит от репертуара. Ни мысли, ни мелодии. А грохот, чтобы отключили мозги окончательно и просто тряслись бездумно.
Что касается языка, то зависит от сферы. В банковской деятельности или в телекоммуникации русский нужен и без него не особо берут. Продавцам нужен, хотя встречаются и не знающие. Сложно сказать. Мотивация есть и к русскому, и к английскому в плане получения знаний. Но если хочешь просто торговать на базаре, то зачем знать языки?
В общем, это сложная и многогранная тема, государство во-многом поступает неправильно, в том числе и по отношению к госязыку: постановлений много, толку мало.
В том то все и дело, что Ваше мнение никого не интересует.
Увы.
Но Вы же читаете! Значит, интересует… 🙂 Да и почему Вы говорите за всех? Людей 7 миллиардов, кто Вы такая, чтобы говорить от их имени? 😀