Вечер поэзии

Поэзия — штука вообще очень интересная. Что такое хорошее стихотворение? Точная рифма, четкий ритм, глубокий смысл… Все? Сложно сказать. Вот мой любимый поэт — Есенин. Но всегда ли у него точные рифмы, всегда ли глубокий смысл? Разумеется, нет. Да и не все его стихи мне нравятся. Но есть у него нечто, что трогает не столько интеллект, сколько эмоции, душу. И это, наверно, в поэзии все же самое важное…

Так вот, вчера я ходил на презентацию новой книги известного азербайджанского поэта (не люблю я это слово в женском роде!) Нигяр Гасан-заде. Книга названа по одному из разделов — «Запястье». Интересный был вечер…

Презентация проходила в зале Международного центра мугама. Зал немаленький, 350 человек вмещает. И заполнен он был «от края до края». Как заметила сама Нигяр, «если в 21 веке удалось пригласить столько людей на вечер поэзии, значит, не все потеряно!». И она совершенно права!

Что включает в себя презентация сборника стихов? Чтение отдельных произведений, выступление некоторых гостей вечера, рассказы автора про книгу и стихи.

Надо отметить, что сама Нигяр Гасан-заде — это не просто один из поэтов. Помимо творчества, она занимается и огромной общественно-культурной деятельностью. Я неоднократно писал тут в блоге про мероприятия ее литературного проекта «Сёз». Чего уж греха таить, в наше время культура действительно не слишком популярна. Люди больше думают о деньгах и технологических новинках, чем о серьезной литературе. Да, и деньги нужны, и против технологий возразить трудно. Но есть же еще что-то в нас! Разве нет?

Поэтому я считаю, что этот литературный проект — очень важное и нужное явление в жизни нашей страны. И то, что Нигяр нашла поддержку в Министерстве культуры — также очень отрадный факт. Возможно, ей помогает многолетний опыт жизни за границей: 14 лет эта элегантная женщина жила и творила в Лондоне. Но затем все же вернулась в Баку. И слава Богу!

Но вернемся к ее стихам. Формально, конечно, чтобы быть хорошим организатором литературных мероприятий вовсе не обязательно быть хорошим поэтом. Но надо ведь не только организовывать вечера, надо еще находить таланты! А чтобы отличать «зерна от плевел», надо и самому иметь талант. За те годы, что я хожу на мероприятия «Сёз», я познакомился со многими юными поэтами. Оказывается, у нас столько литературно-талантливой молодежи! И именно Нигяр помогает им «выйти в люди», потому что безошибочно отбирает тех, кто действительно несет в себе поэтический дар. Ибо несет его и сама…

Так вот, ее стихи, на мой взгляд, очень непохожи на то, к чему мы привыкли в поэзии. Вроде бы они написаны теми же словами, но они другие. В хорошем смысле другие. Не говорю, что лучше, поэзия — штука вообще субъективная, как любое искусство. Но они интересны именно своей нестандартностью, своими яркими образами и неожиданными сравнениями. И очень глубоким чувством. Да, женщины всегда более эмоциональны, но тут эмоции преломлены через ум. Интересно получается…

Впрочем, стихи надо читать, а не писать о них. Поздравляю Поэта с новой книгой и желаю успехов как в творчестве, так и в общественной деятельности! И то, и то сейчас очень нужно всем нам…

P.S. Фотографии я ставить не планировал, снимал мобильником просто в качестве «теста оборудования» в разных режимах. Но потом все же решил несколько фото показать. Просто для общего представления о происходящем.

2 Ссылок на “Вечер поэзии

  1. В принципе, поэзия, как и музыка например, тоже давно обмерена и обсчитана людьми. Кому-то, как математику — числа, дано понять ритмы до нутра, кому-то нет — везде рулят природные задатки. Как у Пушкина: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Т.е. своеобразная наука имеется, со своим множеством определений, терминов и правил. И в ней работают профессионалы этой науки. Нередко профессионалы просто клепают свои произведения на заказ, как кузнецы железо.
    Более интересно, чем рифмы, в стихах — образные параллели. Они имеют силу и в прозе тоже. Зачем, к чему нам нужны такие связи: «Облака — белогривые лошадки»? Толи память усиливают, то ли что?

    1. Ну, я как раз и писал о том, что одной техники недостаточно, точнее, она даже и не обязательная, чтобы стихи действовали на душу (как у того же Есенина при слабой технике).
      А образы, параллели, сравнения — это и есть именно те факторы. которые и создают прелесть стиха. Хотя если там нарушены ритмы или притянутые за уши рифмы (как сейчас часто принято в песнях), то это портит стих даже при хороших образах…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *