Концерт памяти Окуджавы

Как известно, 9 мая не только День Победы, но и день рождения основателя авторской песни, фронтовика Булата Окуджавы. Естественно, что Бакинский Клуб авторской песни всегда отмечает эти даты. Иногда прямо 9 числа, хотя это многим неудобно. Поэтому в этот раз концерт памяти Поэта состоялся 14 мая.

К сожалению, я не смог прийти к самому началу и слушал концерт практически с середины. И как всегда, мне есть что сказать и о чем подумать под впечатлением от услышанного и увиденного…

Не буду хвалить или критиковать участников концерта. Да, я очень строг к вопросу авторских прав и вообще к памяти авторов. И к чистоте их творчества. И мне каждый раз режет слух путание слов, сбивчивость или что-либо подобное.

Конечно, и сам Окуджава иногда путал свои же слова, а под конец жизни и вовсе часто запинался и не помнил тексты. Не могу сказать, что мне это нравилось, но возраст есть возраст, в молодости за ним подобного не наблюдалось.

Участники говорят, что учили тексты «по интернету». Интернет — не критерий и не источник, там столько всякого бреда существует! Есть канонические тексты, с пластинок Окуджавы и из изданных в СССР его книг. Я в свое время не просто знал все это наизусть, я выписывал в специальную тетрадь его стихи со всех пластинок и отрывочных публикаций. Именно затем, чтобы в будущем не были потеряны оригиналы. Так что когда человек говорит, что какая-то песня Окуджавы знакома ему чуть ли не с детства и оказала на него огромное влияние, но при этом поет отсебятину, выглядит это странно…

Но не это главное. Главное то, что в Баку жива память о Поэте, что его помнят, любят и почитают, как умеют. И за это бесспорное спасибо всем участникам и организаторам концерта!

Однако, поговорить я хотел о другом. О том, что среди слушателей нет молодежи. Конечно, была пара юных лиц, но это капля в море переполненного зала. А так — средний возраст зрителей далеко за 60. Иначе говоря, это все советское поколение. Пройдет лет 10-15-20, что тогда? Авторская песня умрет как жанр? Правильно ли это? Почему так происходит?

Да, авторская песня рождена в СССР. Рождена как альтернатива напыщенной патриотической эстраде, как некий протест умных, интеллигентных и ироничных людей против официоза и пропаганды. Долгие годы авторская песня (и Окуджава, и Высоцкий, и Городницкий, и все прочие) была если не под прямым запретом, то уж точно не в почете у власти. Рожденная в оттепель 60-х, она быстро ушла в «самиздат» и записи на рентгеновских снимках. Только в середине 80-х стали массово выпускать пластинки некогда гонимых, но очень популярных в народе авторов.

И вот, нет больше СССР. Нет цензуры, нет самиздата. На сцену может выйти кто угодно. Но… У этого «кто угодно» должны быть деньги на оплату сцены. Капитализм, знаете ли! Но авторская песня — это не профессиональный жанр, этому не учат в институте, не дают дипломы. И не платят за это гонорары, по большому счету… Да и вообще, на какого слушателя рассчитана авторская песня? На умного слушателя! Потому что главное в ней — смысл стихов! А музыка и голос — это так, аккомпанемент, форма выражения. Песни бардов не подходят для свадеб и дискотек, под них нельзя «зажигать» и «отрываться». Но ведь именно это нужно современному, воспитанному на тестах, слушателю. Думать он не привык, его этому никто никогда не учил: ни родители, замордованные работой, ни школа, заточенная на забивание голов ненужными фактами и цифрами… Так зачем ему тонкий юмор и глубокая философия бардов? Это нечто чуждое и непонятное…

Так что отсутствие популярности данного жанра среди молодежи говорит только об одном: о деградации этой молодежи. В те, старые времена, студенты ломились на авторские концерты, но это никак не мешало им (то есть нам) обнимать девочек (или мальчиков) на дискотеках и часами отплясывать под бешеные ритмы. Танцы и умные песни никак не противоречат друг другу!

Но увы. Нет сейчас никакой пропаганды этого жанра! Тогда была потребность в обществе, людей тянуло к чему-то умному, утонченному, возвышенному! А сейчас на что тянет? Боевики, ужасы, пустые мелодрамы… Там не надо думать, не надо томиться вопросом «быть или не быть», там ничего не надо! Только пялиться в мелькающие картинки, да глотать попкорн.

Собственно говоря, при желании можно было бы и авторскую песню сделать еще как модной и популярной. Ведь большинство готово пойти на что угодно, лишь бы «раскручено» было. А там, глядишь, кому-то и понравилось бы. Но только невыгодно это. Невыгодно делать популярными тех, кто способен иронично и тонко показать ошибки власти и тупиковость текущего образа жизни. Наоборот, чем тупее и серее массы — тем лучше! Да и разве сделаешь на авторской песне большие деньги? Кто заплатит за их концерт столько же, сколько за концерт современных «звезд» (не хочу называть имен, во избежание пересудов)? Никто! Так что ничего личного, только бизнес. А в СССР хоть и не жаловали острых на язык бардов, но все равно заботились о духовном, культурном и умственном развитии народа. Сейчас заботятся о том, чтобы эти параметры понизить…

Так что все просто объясняется. И можно смело утверждать: если умрет авторская песня, это ознаменует окончательную и необратимую деградацию общества. Не хотите? Тогда покажите своим детям эту сторону искусства! Хотя бы просто покажите! Возможно, они просто не знают, что такое существует? А узнают — и полюбят, оценят, поймут? Нельзя любить то, о чем не знаешь. И если государство и бизнесмены не хотят развития детей, пусть хоть родители об этом позаботятся. Пока еще не стало совсем поздно…

2 Ссылок на “Концерт памяти Окуджавы

  1. Авторскую песню убил хай-тек. Не сама техническая аппаратура, а способность массово штамповать и воспроизводить квази-музыку на миллионах технических устройств. Хай-тек много чего ещё убил, и ещё убьёт.

    1. Да нет, авторскую песню убила общая деградация общества, молодежи в первую очередь. Воспроизводить на миллионах устройств можно и авторскую песню…

Добавить комментарий для Erich Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *