Евровидение 2019

Последние годы я перестал смотреть этот конкурс. Его политическая ангажированность уже давно всем очевидна. Что же касается самого песенного искусства, то мои вкусы лежат в несколько иной сфере. Нет, я не против «попсы», не против вообще эстрады. Но…

Так что я не следил за роликами участников до конкурса, я не смотрел полуфиналы. Да и финал я смотрел не полностью, хотя, конечно, почти всех так или иначе посмотрел. А потом увидел итоги…

Как я уже отметил, Евровидение — конкурс политический. Конечно, иногда происходят чудеса, возникают абсолютные фавориты (классический пример — Рыбак со скрипкой), когда никакие политические симпатии уже не действуют. Но это исключения. А в обычной жизни конкурсов все участники более-менее равны, так что голосовать не за кого. И тогда начинаются политические предпочтения.

Еще один момент, из-за которого результаты этих конкурсов выглядят сомнительными, это двойное голосование. Есть профессиональное жюри и есть зрительские симпатии. Самое интересное, что не только зрители, но и жюри зачастую оценивает не качество номера, а политическую атмосферу. Причем если зрителей сложно подкупить, убедить и т.д., то с несколькими членами жюри теоретически вполне можно договориться. На основе чего определяется список «фаворитов», а тем более его лидер? Никто ведь никаких массовых опросов не проводит. Тем не менее, прогнозы букмекеров почти всегда сбываются (как и в этом году). Почему?

Невольно начинаешь думать, что жюри просто заранее сливают им информацию. Вы спросите, а как же зрители? А я отвечу: никто никогда не публикует (да и не сможет этого сделать) поименный список голосования. И если вспомнить недавний скандал с детским голосом, то в объективность смс-голосования вообще невозможно поверить. Что произошло сейчас? Букмекеры уверяли, что победит Голландия. Жюри и зрители выбрали других кандидатов, но в сумме (как удачно!) победила Голландия. И не прикопаешься!

Еще момент. Конечно, я не изучал детальную статистику побед, но такое впечатление, что «к столу победителей» допускаются только «белые»: участники из Западной Европы, Скандинавии, стран Бенилюкса. А редкие победы прочей «второсортицы» (Россия, Азербайджан, Украина, Израиль и т.д.) определяются исключительно текущей политической конъюнктурой. Кстати, и победа вполне «белой(ого)» Кончиты — тоже явление не столько музыкальное, сколько социальное. Понятно, что Кончита — это сценический образ (типа Верки Сердючки), но в глазах немалого числа голосовавших поддержка чего-либо нестандартного кажется обязательной из принципа. Разве это правильно?

Разумеется, любое голосование субъективно. Я не знаю, по каким критериям оценивают конкурсантов члены жюри (хорошо бы публиковать обоснования данных ими оценок), но простые зрители голосуют (не считая политики) по внешней симпатии, спецэффектам и запоминаемости мелодии. Вот как голосовал я? Да, в этот раз я впервые решил проголосовать, просто чтобы иметь право писать тут на эту тему.

Так вот, я отдал по одному голосу за Албанию, Словению, Норвегию, Сербию и Испанию. Почему? Во-первых, они все пели на своих языках (а я это поддерживаю), в том числе и Норвегия частично. Во-вторых, мне понравилась влюбленная пара из Словении, очень милые ребята. Албанский номер был интересен голосом, манерой и даже смыслом песни. Норвегия — своей необычностью. В Сербии тоже что-то понравилось, а у испанца была наиболее приятная песня. Хотя и у остальных четверых тоже.

В общем, все субъективно, но при этом как-то обосновано. А что в итоге? Я должен поверить, что жители России «всем миром» голосовали за Азербайджан? С чего бы это? Я не замечал такой уж любви россиян к нашей стране… Понятно, что у нас с Россией тесные связи, но наше население ее политику не одобряет никак. Откуда наши 12 баллов Лазареву? Я не верю, что всем понравилось его пение! А уж расклад по судьям и вовсе вызывает вопросы.

И почему 10 баллов Сан-Марино? Ведь песня — никакая! А потому, что турок пел. А у нас турецкая солидарность на первом месте… И разве это правильно? Почему-то я, будучи евреем, за Израиль не голосовал: песня не понравилась! Кстати, и политику этой страны не всегда одобряю (как и политику США, России и многих других стран). Но был ли бы я рад победе ее представителя? Конечно! Но если это победа в искусстве…

Кстати, о жюри. Если там нет единогласия, если и вкусы членов профессионального жюри противоречат друг другу — так в чем же их профессионализм? Чем они лучше обычных зрителей? Зачем этот двойной отбор? Получается, что для описанной выше причины: судьям можно спустить «разнарядку». И не думайте, что это только в СНГ работает! Весь мир одинаков…

Еще со времен СССР спорт являлся продолжением политики. Побить канадцев в хоккее — это доказать преимущества социалистического строя! А побить советских — доказать преимущества капитализма. Серьезно, да? Увы, более чем! Сейчас Азербайджан воюет с Арменией в спорте, психологически компенсируя военные поражения начала 90-х. Почитайте комментарии в соцсетях! Люди искренне думают, что это и есть проявления патриотизма. Разумеется, как бы ни был я далек от любого спорта, мне была бы приятна победа нашей команды в любом соревновании. Но придавать этому такое политическое значение? Смешно!

Аналогично и любые другие соревнования, хоть музыкальные, хоть какие еще. Славяне голосуют за славян, скандинавы за скандинавов, ну и т.д. (это если нет политического заказа). Но какое отношение это все имеет к искусству? Зачем нужно тратить огромные деньги на Евровидение, когда можно просто проводить ежегодный опрос по интернету «какую страну вы поддерживаете сейчас?». И так же подсчитывать баллы…

В общем, в очередной раз разочарование. Нет объективности, нет благородного соревнования для выбора лучшего, нет даже действительно прекрасных номеров! Я уже отметил, почему и как голосовал — что сумел выбрать. Голосовать за Азербайджан я не мог по регламенту, хотя песня нашего представителя, честно сказать, была ничем не хуже обошедших его в итоговом рейтинге. И по самой песне, и по ее оформлению, кстати.

Конкурс Евровидение существует уже десятки лет. Мне все же кажется, что пора его серьезно модернизировать. И с учетом изменившейся картины мира, и с учетом достижений в технике и технологиях. Конкурсы в 21 веке должны быть абсолютно прозрачными и как можно более объективными по критериям. Иначе всегда будет оставаться осадок чего-то грязного и противного…

Да, и кроме того я бы добавил два правила: петь должны граждане страны и на своем языке, а также авторами номеров (стихи, песни, оформление) тоже должны быть свои, местные специалисты. Это прибавит интриги, прибавит разнообразия, а также будет способствовать развитию искусства и появлению специалистов в странах. А то вот вечно нам пишут песни и оформляют номера иностранцы. Да, деньги есть — ну и что? Вложите эти деньги в развитие и обучение своих специалистов! А не платите наемникам… Это на войне я против призыва своих (а если уж используете своих граждан, то сделайте профессиональную контрактную армию из добровольцев). А в искусстве и спорте — только за!

Но кто ж меня услышит… Кто сейчас вообще слушает альтернативные, да и еще и умные, идеи? Но мой долг — высказать их.

2 Ссылок на “Евровидение 2019

  1. Ну, вот. По крайней мере узнал, кто выиграл. Хотя абсолютно всё равно. Наверно было бы несколько интересно, если бы у нас это действительно показывалось по ТВ как конкурс, в удобное для просмотра время. У нас нет евровидения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *