О восприятии литературы

Книг я в своей жизни прочитал немало. Недавно вот даже сделал некий «список избранных книг», из всего прочитанного множества. Сейчас читаю меньше, времени не хватает, хотя прочитать хочется многое.

А еще, как известно, недавно я и сам начал писать художественные произведения. И стало мне интересно, как же воспринимается людьми подобная литература? Что важно, а что нет? Понятно, что все это достаточно субъективно. Тем не менее, тут есть о чем порассуждать и вообще подумать…

Какие компоненты содержит любое литературное произведение?

1. Идея.

Вообще говоря, в идеале каждое литературное произведение должно содержать какую-то идею, то есть ту мысль, которую автор хочет донести до читателя. Если нет идеи, то зачем тогда марать бумагу, как говорится?

Разумеется, идея эта может быть даже не авторской, просто он с ней согласен и хочет донести ее до читателя. Идея может быть весьма спорной или даже дикой для современного автору общества. Идея может быть поддержана всеми или отвергнута подавляющим большинством, это уже детали. Главное, что эта идея должна быть!

В любом случае, идея действует на разум читателя.

2. Сюжет.

Для того, чтобы донести до читателя идею, нужен какой-то сюжет, действие. Без сюжета произведение из литературного превращается в научное, просто в статью. Главное отличие литературы от научной статьи — именно наличие сюжета, вымышленной ситуации, с помощью которой автор доносит до читателя свои (или заимствованные) идеи.

Опять же, различных сюжетов в мире не так уж много, как и жанров литературы. Но один и тот же сюжет можно представить по-разному. Если сравнить «Ромэо и Джульетту» с «Вам и не снилось», то это — одно и то же. Но разное время, разные условия… А уж если брать в качестве сюжета детектив, расследование преступления — так тем более, есть множество разновидностей.

Разумеется, сюжет может быть интересным, занимательным и умным, а может быть скучным и глупым. Да и от интересов конкретного читателя восприятие зависит. Тем не менее, сюжет крайне важен вообще и для восприятия произведения, и даже просто для самого факта его прочтения: даже если идея прекрасна, скучный сюжет никто читать не станет…

Сюжет — это тоже воздействие на разум читающего.

3. Стиль.

Литературный стиль тоже имеет огромное значение. Один и тот же сюжет можно изложить совершенно разными способами. Произведение может читаться легко, а может вызывать нервное подергивание читателя на каждой фразе и попытки понять «что это вообще тут написано?». Даже интереснейший сюжет может быть погублен дурным стилем. Впрочем, иногда читатель готов закрыть глаза на стиль ради сюжета или идеи. Да и восприятие стиля субъективно: мне, например, категорически не нравится стиль Воннегута, а есть люди, которые от него в восторге.

Понятно, что в произведении не должно быть грамматических и стилистических ляпов, не должно быть противоречий между образованностью героя и стилем его речи, например. Ну и т.д.

Стиль действует не на разум, а на эмоции, создает удовольствие (или неудовольствие) от самого процесса чтения. Хотя, конечно, частично задействуется и разум, потому что стиль влияет на восприятие сюжета.

4. Атмосфера.

Это то, что действует исключительно на эмоции. Атмосферу создают далеко не все произведения, этот параметр не является обязательным, хотя и желателен. Разумеется, атмосфера тоже субъективна, и даже ее наличие или отсутствие в данном конкретном случае не всегда однозначно для разных людей.
 

Если говорить о моих литературных трудах, то идея есть во всех моих произведениях, это однозначно! Сюжет, разумеется, тоже есть, хотя восприятие его, конечно, субъективно. Но я считаю, что читать мои опусы интересно.

А вот о стиле скажу особо. Я не знаю, есть ли у меня «свой стиль», я не ставлю цели его иметь и мне сложно увидеть его наличие или отсутствие. И уж тем более, сложно оценить его качество. Поскольку для меня самого как читателя стиль не является таким уж главным элементом по сравнению с сюжетом и идеей, то и я невольно не уделяю ему много внимания. Конечно, я вычитываю свои произведения и стараюсь избавить их от ошибок, неточностей и стилистических ляпов, но у меня нет цели делать стиль главной ценностью произведения. Возможно, просто не хватает таланта! 🙂 Ведь в указанном выше списке книг есть такие, чьим стилем я откровенно восхищаюсь. Но не за стиль попали они в этот список…

Атмосфера? Она откровенно есть в зарисовке «Последний путь», она в какой-то мере есть в рассказе «Удачный слоган» и она, конечно, есть в романе «Сложный выбор». Кстати, именно из-за атмосферы каждое из этих произведений рекомендуется читать без перерыва на сон или обед, чтобы не нарушить возникающую ауру. Хотя роман довольно большой и я понимаю, что это не просто. Но это моя рекомендация!

А в остальных — не знаю, там это не так уж важно. От читателя зависит. 🙂

В общем, мое восприятие литературы такое. А что скажете вы, дорогие другие читатели?

2 Ссылок на “О восприятии литературы

  1. Конечно без фабулы, сюжета, композиции и прочих литературных характеристик беллетристическое произведение не может существовать. Но на верхнюю полку ценности попадают такие книги, на время чтения которых ты забываешь о внутреннем литературном критике в себе. Разогревающие сочувствие и отключающие желание предугадывать. При этом конечно завершающие строчки текста обязательно должны достойно следовать и фабуле и сюжету и композиции в особенности, иначе всё впечатление будет испорчено. Это бывает очень важно, иначе чуткий критик проснётся.

    1. Ну, когда увлеченно что-то читаешь, то все равно замечаешь огрехи, просто прощаешь их автору. 🙂 А закончить — да, часто бывает, что лихо закрученный сюжет заканчивается банально, скучно или вовсе неестественно. Написать конец — самое трудное. Хотя у себя таких проблем не замечал. Но читателям виднее! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *