Телевизор я вообще почти не смотрю, а уж сериалы — и подавно. Но данный фильм я ждал и смотрю каждый день (хорошо, что по одной серии показывают). Причин тому много: и личность интересная, и певец уникальный, и с Баку он связан непосредственно, и много чего еще.
Конечно, сериал только начался (правда, его размер я не знаю) и судить пока можно приблизительно. Но кое-какие выводы уже напрашиваются.
В соцсетях со стороны наших сограждан полно критики. И артист не такой, и то не так, и это не так. И даже фразы «Подумаешь, Магомаев, он даже не азербайджанец» тоже встречаются. Ну, дураки всегда найдутся, поэтому такие «выверты» и обсуждать не стоит. Но в целом, конечно, есть как плюсы, так и минусы.
Современным молодым жителям не понять значение Магомаева в те времена. И дело не только в том, что большинство девушек и женщин по нему конкретно сходили с ума, и машину с ним на руках носили. Дело еще и в том, что Муслим был действительно великим певцом. Да, я не музыкант и не могу судить профессионально. Но петь он умел!
Да, умели петь в те времена практически все, кто попадал на советскую сцену. Это не 21 век, где можно не иметь ни слуха, ни голоса, но иметь деньги или «толкача», который с помощью рекламы и преобразователей голоса сделает из бездари звезду. Тогда все было натуральным, и под фанеру тоже не пели. И тем не менее, даже на фоне «китов» вроде Кобзона и Лещенко, Магомаев все равно выделялся. В том числе и широтой своего диапазона — эстрада, опера, озвучка мультфильмов…
Я не знаю Магомаева как личность, я с ним не был знаком. Скажу больше: меня вообще не слишком интересуют жизненные подробности известных людей. Мне важно то, чем они известны: знаниями, талантами, достижениями и т.д. А с кем они живут, где гуляют и что едят на завтрак — мне какое дело? Поэтому я не читаю биографии, мемуары и т.п. литературу. Так что этот фильм я бы тоже не смотрел, будь он про того же Кобзона, например. Но Магомаев — он все же свой, и не по национальности, а по сути.
Похож ли исполнитель на своего героя? Конечно, не на 100%. Но достаточно похож, чтобы даже не зная заранее, узнать его на экране. Многие возмущаются, почему его играет серб, а не наш артист. Но в мире это вообще вполне практикуется, актер — он на то и актер, чтобы играть кого угодно. Да, нам было бы приятнее видеть в этой роли «своего». Но раз не нашли — значит, не нашли. Не так уж много в Азербайджане актеров, да еще и подходящих по возрасту, образу и т.д. Страна-то маленькая, и театральные (и кино) традиции не так уж развиты…
Синявскую тех лет я вообще не помню, так что о ее образе в кино судить не берусь. Но если сама Синявская утвердила и себя, и Магомаева в данных образах, то уж ей-то виднее! Зачем мы будем влезать и указывать? А вот некоторые другие персонажи мне не понравились. Во-первых, это Елена Образцова. В фильме она похожа не на народную артистку СССР, а на гардеробщицу (не в обиду профессии сказано). Сильно сомневаюсь, что она была такой в жизни. Да и внешне не очень как-то… Понятно, что фильм не о ней, но Образцова — это величайшее явление в опере, это знаменитая личность и ее стоило показать более качественно. Аналогично и образ Гейдара Алиева — что, и для него не нашлось подходящего актера? Ведь роль эпизодическая, особые таланты не нужны. А вот сходство все же желательно…
Виды Баку, конечно, «прихрамывают». Я понимаю, что сейчас сложно воссоздать город 60-х, поэтому отношусь к ляпам с пониманием: не в этом ценность фильма. Кстати, заодно напоминаю, что можно увидеть более 3000 фотографий нашего города на странице «Фотопортрет Баку». В том числе и старого Баку!
Я также понимаю, что даже в длинный сериал невозможно вместить все факты биографии и все переливы судьбы. Что-то неизбежно упрощается, сжимается, обобщается и т.д. Фильм ведь не научный, а художественный. Я думаю, задача этого сериала — напомнить людям прошлого поколения о их кумире, но главное — рассказать современным любителям посредственной попсы об этом великом (я действительно так думаю) певце прошлого века. О том, какие были в те годы отношения, какие законы и какие нормы жизни. О том, каким был сам Муслим и какие люди его окружали, кто помогал, кто мешал… Как вообще формируется подобная личность? Правда, в этом плане, наверно, стоило начать с его более юного возраста…
А так, по факту, фильм не столько о певце, сколько о его романе с Тамарой Синявской. Как я понял, это и было задумано. Жанр мелодрамы любим многими, а когда он еще сдобрен великолепными песнями и ариями (в исполнении той же Синявской) — так это вдвойне хорошо. Воспитанная на современных «звездах» молодежь должна увидеть нечто альтернативное. Вот только вопрос — а каков возрастной диапазон реальных зрителей? Ведь невозможно отследить…
Так что пока я смотрю. Не из любви к жанру, а из уважения к личности и таланту Муслима Магомаева. Я хорошо знал (и знаю) советскую эстраду. И слушать его я любил (хотя и у него, естественно, есть «не мои» песни). Так что посмотрим, послушаем. И скажем спасибо создателям фильма за то, что отдали дань уважения этому человеку. А дураки-критиканы с патриотическим сдвигом пусть «идут лесом». Кто-то умный там написал, что «русские вообще не обязаны снимать фильмы про наших, так что скажите спасибо», но его мысль не нашла поддержки почему-то…
Так что — смотрите и слушайте! Уходят великие, к сожалению. И на смену никого не видно…
Личное впечатление, на протяжении собственной жизни, о Магомаеве: он вошел в большую советскую эстраду неуклюжим длинноруким мальчиком с большим апломбом и сильным но не очень профессиональным голосом. И постепенно, со взрослением стал мастером и классиком. Причём, похоже ещё и властным классиком. Но всё заслуженно.
Ну, он потом действительно продолжал учиться, да и опыт в этом деле — штука ценная…