Вопрос может показаться странным, тем более, в дни всеобщего празднования Нового года. Однако, я не на пустом месте задался таким вопросом. И уточню: не просто «нужны ли праздники», а какие именно нужны, если нужны? Что можно и нужно считать праздником?
Толчком стала одна публикация в прессе, а также периодически возникающие в обществе дискуссии на тему «это наш праздник», «это не наш праздник» и т.д. И сдается мне, что все это не просто досужая болтовня…
В упомянутой публикации речь идет о том, что нет смысла в праздновании нового года, это всего лишь условная дата завершения оборота Земли вокруг Солнца. И также нет смысла в западном повальном праздновании Рождества убежденными атеистами, коих там большинство населения. Зачем весь этот ажиотаж с толпами народа в магазинах, поиске подарков, ломящихся столов и напивания до чертиков? Ну и т.д.
А действительно — зачем?
Все праздники можно условно разделить на три категории. Народные, религиозные и государственные. К народным относятся всякие «праздники урожая», в наше время почти нигде не отмечаемые. К религиозным относятся пасха, рождество, курбан, рамазан и т.д., а также практически все еврейские праздники. К государственным — дни побед, обретения независимости, принятия конституции и т.д. Что из всего этого действительно стоит отмечать?
На самом деле, праздник — это не дата в календаре, это — состояние души. Для кого-то Рождество Христово — величайшее событие в истории, для кого-то — не более чем сказка из древности. Для кого-то 9 мая — эпохальное и личное событие (но таких людей уже почти не осталось), для кого-то — не более чем день в учебнике истории в одном ряду с битвой при Ватерлоо или ледовым побоищем.
Григорианский календарь сейчас является фактически международным стандартом, поскольку тесные связи между странами требуют согласованности в измерении времени, подсчетах бюджетов и одновременности выходных дней. И в этом плане Новый год — это действительно всего лишь условный момент смены одного из чисел в дате формирования файла на компьютере. Было 31.12.20 стало 01.01.21 — и что тут праздничного?
А ведь есть еще семейные праздники: дни рождения, годовщины свадеб и прочие даты, интересные и радостные для максимум десятка людей. Да, а еще профессиональные: «день химика», «день геолога», «день библиотекаря» и даже «день блогера», хотя никто это профессией не считает… Но все эти праздники никто не делает выходными, да и мало кто считает праздником «день врача», даже если врачи спасли ему жизнь однажды…
Так что же — не иметь общих праздников? Пусть каждый отмечает что хочет, а мир будет работать и не замечать? Кстати, многие государственные праздники далеко не сразу стали выходными днями, а некоторые и вовсе теряли этот статус. В Азербайджане вроде бы и 18 октября, и 12 ноября, и 17 ноября — все эти даты считаются праздничными, но это обычные рабочие дни и я не знаю ни одного человека, который бы хоть как-то их отмечал. В день 8 марта принято дарить женщинам цветы, но я знаю многих женщин, которые сами категорически не считают эту дату праздничной.
Аналогично и с религиозными датами. Христиане в России празднуют 7 января, но мусульманам (как и атеистам) этот день безразличен. Зато христиане ворчат на толпы мусульман у мечетей в какой-нибудь Курбан-байрам. Атеистам или буддистам, опять же, и этот день глубоко безразличен. Так нужно ли делать религиозные праздники государственными? Несправедливо как-то выходит, выборочно… Либо уж все, либо никто. Разве нет? Государства-то светские…
Вопрос, на самом деле, достаточно сложный. Как я уже писал выше, праздник — это состояние души. Нельзя заставить человека праздновать то, что он праздником не считает. Притвориться он может, да, но праздновать — нет. С другой стороны, государство не может отмечать все праздники всех религий, народов и событий в истории. Дней в году не хватит! Да и работать когда?
Если говорить о статистике, но в том же Азербайджане, пожалуй, только Новруз отмечается всенародно, даже независимо от национальности. Так что придание ему статуса государственного было мудрым шагом. Но я также знаю некоторых глубоко религиозных людей (как христиан, так и мусульман), которые не считают Новруз праздником и демонстративно игнорируют его, поскольку в их верования он никак не вписывается. Кстати, и светские праздники они тоже не жалуют.
История Новруза, как известно, противоречива. То ли это праздник начала весны и посевных работ, то ли это праздник зороастризма (первой монотеистической религии в нашем регионе), то ли это празднование астрономического равноденствия, которое, вообще говоря, тоже непонятно почему отмечается, если не привязывать это событие к сельхозработам.
Однако, Новруз любим и почитаем, причем несет он в себе немало эзотерических (то есть магических и духовных) элементов, не имея отношения к официальной религии, но будучи, видимо, отголоском каких-то древних весьма действенных ритуалов, смысл которых в наши дни фактически утрачен. То есть, по указанной выше классификации он находится на стыке «народности» и «религиозности», точнее, эзотеричности. Ведь даже самые упертые материалисты в трудные моменты жизни обращаются то ли к Богу, то ли к природе, то ли к судьбе…
И скажу честно, лично для меня Новруз гораздо бо́льший праздник, чем привычный нам Новый год. Возможно, из-за его эзотеричности, возможно, из-за его гораздо большей логичности в качестве Нового года, чем смена 31 декабря на 1 января. Календарь — штука чисто условная, а равноденствие — вещь объективная. И в этот день многие ритмы в природе действительно меняются. Я бы вообще перенес празднование Нового года именно на нынешний Новруз («ноый день» в переводе, по сути он и есть древний Новый год). Но понимаю, что устоявшуюся систему никто менять не станет.
Кстати, китайский Новый год (первое новолуние Водолея) тоже привязан к природе, хотя его логика и не так очевидна (почему Водолей?) как логика Новруза.
В общем, в любом случае от политики и традиций никуда не денешься. Можно искренне праздновать какую-то дату (вроде 8 марта) или просто не ходить в этот день на работу, можно наоборот, не обращать внимание на «игнор» от общества и праздновать день рождения себя или какой-то исторической личности (хоть Канта, хоть Наполеона) — каждый решает сам. Ведь праздник — это не дата в официальном календаре, это — состояние души. Мы сами придаем какому-то событию ореол праздника, никакой календарь и никакие внешние силы не повлияют на наше внутреннее ощущение. Конечно, приятно (и даже технически удобно), когда есть единство «внутри и снаружи», но не надо на это ориентироваться.
Главное — чтобы внутри у вас почаще было праздничное настроение! Говорят, что мудрец празднует каждый день. Желаю всем мудрости!
Праздники зачастую многим нужны не для того, чтобы праздновать, а просто чтобы на работу не ходить.
Например, настоящим предпринимателям дата не нужна для празднования, как и предприниматели готовы работать без всяких мотиваций.
На практике да. Но именно поэтому я и говорю, что дата праздника и состояние праздника, это совершенно разные вещи.