Индия и Азербайджан

В последнее время наши СМИ стали много писать про Индию и ее политику. Что вроде бы Индия поддерживает Армению и вообще «плохо себя ведет с мусульманами». Для большинства нашего населения Индия — это нечто совершенно экзотическое, дикое и непонятное, так что газетной критике многие вполне охотно верят. Но что же там происходит на самом деле? И почему я не согласен с оценками в прессе?

Основной критический посыл в сторону Индии — это ее поддержка Армении и противостояние с дружественным для нас Пакистаном. И подавление мусульман в Кашмире. Народ наш требует справедливости! Но вот что интересно: мы 30 лет безуспешно требовали справедливости к себе и боролись с информационной блокадой, а теперь сами участвуем в подобном? Давайте посмотрим объективно!

Все наши СМИ освещают проблему только с одной точки зрения: с позиции Пакистана и мусульман. Объясняя это тем, что Пакистан наш союзник, а мусульмане наши единоверцы. Вроде все логично. Но когда Россия и Запад поддерживали против нас Армению потому, что она союзница России и тоже христианская страна, мы возмущались: причем тут религия, причем союзники, давайте быть справедливыми. Так почему сейчас используем двойные стандарты?

Конечно, бесспорное спасибо Пакистану за поддержку в нашей справедливой борьбе за Карабах! Но разве нас поддерживали только мусульмане? И разве все мусульмане нас поддержали? У каждой страны свои политические интересы, что ярко демонстрирует Иран: вера верой, а политика политикой. И с этой точки зрения он прав (хотя политика его сама по себе ошибочна, но это отдельная тема). И разве Израиль нас не поддерживал, имея совсем другую веру? Вклад Израиля в нашу победу никак не меньше вклада Пакистана, и в плане оружия, и в плане лоббирования наших интересов на международной арене…

Так вот, конфликт между Индией и Пакистаном очень похож на конфликт Азербайджана и Армении. Территории Индии и Пакистана были колонизированы Англией, государств тогда не было. На территориях этих проживали разные народы с разными религиями, где-то компактно, где-то вперемешку. В Закавказье было примерно то же самое в годы Российской Империи.

Когда англичане уходили, было создано два государства: Индия и Пакистан, разделенных по религиозному признаку. Но понятно, что территории смешанного населения поделить было сложно. Да и уходящие англичане были рады заложить между созданными странами мину спорных территорий.

Как любой подобный конфликт он не имеет решения на основе истории, ибо история там сложна и перепутана. Конечно, будь власти всех этих стран мудрее, они бы давно решили проблему какими-то компромиссами. Но между Индией, Пакистаном и Китаем идет борьба за влияние, идет борьба личных амбиций лидеров и борьба за интересы стран в том виде, как их представляют народы и власти. Собственно говоря, претензии Армении на окружающие чужие территории и реваншизм в сторону Азербайджана — той же природы.

Так вот, с точки зрения привычной нам политики власти Индии проводят то, что и должны проводить: отменяют автономии сепаратистов, проводят аресты зачинщиков и т.д. Делают то, что должен был сделать Азербайджан с восставшим Карабахом в 1988 году. Должен был, да не сделал. И давайте будем справедливыми: с точки зрения своих интересов Индия поступает правильно. У нас в те годы просто не хватило ни сил, ни решительности властей. Если бы задавили на корню — не было бы 30 лет оккупации, тысяч погибших и миллиона беженцев…

Индия — это великая древняя цивилизация, кстати, во многом родственная Азербайджану: наши Храмы огнепоклонников — это не мусульманский Пакистан, это традиции Индии. И кстати, в индийской традиции важное место занимает принцип «ахимсы» — «ненасилия». Понятно, что когда на тебя нападают или ущемляют твои интересы — надо бороться. Но обвинять Индию в эскалации военных действий или в каком-то присущем(!) ей варварстве и жестокости — это невежество. Понятно, что отдельные проявления могут иметь место: бандиты, изверги и мародеры есть везде, но они не имеют ни нации, ни религии: разве справедливо обвинять ислам в терроризме, ссылаясь на «ИГИЛ» или «Аль-Каиду»? Нет, конечно! Так и индуизм далек от насилия.

Кстати, я был в Индии. Народ там крайне терпимо и даже уважительно относится ко всем «не таким». Индия всегда была страной сотен(!) этносов и верований, так что обвинять индусов в национализме или религиозной нетерпимости — это совершенно не знать Индию.

Но есть глобальная политика. Китай противостоит Индии в борьбе за влияние в мире. Посему буддистско-коммунистический Китай поддерживает мусульманский Пакистан в борьбе с индуистской Индией. И причем тут религии вообще? Пакистан поддерживает Азербайджан, а Азербайджан с Турцией поддерживают Пакистан. Но союз этот основан отнюдь не на религии и не на этническом сходстве. Это политика. И в рамках этой политики Индия невольно начинает поддерживать Армению. Не потому, что ей нравятся армяне или их претензии кажутся справедливыми, а просто в пику Пакистану и его союзникам.

К сожалению, в мировой политике нет понятий справедливость, мораль, честь, благородство… Нет дружбы и нет любви. Есть только интересы государств, во имя которых все и происходит. Так что не надо ругать Индию: конечно, нам неприятно ее противостояние с дружественным нам Пакистаном. Но надо понимать и уважать интересы других, тем более, что — повторю — ситуация похожа на нашу: индуизм (и буддизм) гораздо древнее ислама, и на спорных территориях развалины и памятники не мусульманские, а индуистские и буддистские. Как и в Карабахе памятники не армянские, а азербайджанские и албанские.

Не надо забывать годы несправедливости к себе. Политика политикой, а карму (в том числе и на уровне государств) никто не отменял: если мы будем несправедливы к другим, то и другие не будут справедливы к нам.

Кстати, Азербайджан — страна уникальная. Бытует такое мнение в определенных кругах, что именно Азербайджан в целом и Апшерон в частности являются неким энергетическим и духовным центром Земли. Недаром среднегодовая температура в Баку совпадает со среднегодовой температурой всей планеты. Недаром на нашем крошечном полуострове сошлись все 5 стихий, составляющих основу индийского миропонимания. Недаром сюда приходили паломники из Индии в старые времена.

Я за свободу вероисповедания. Но не надо на религии строить государственную политику и основывать отношения между людьми. И справедливость стоит выше религии в любом случае. А союзники в мире — штука временная и переменная. Хотя, конечно, именно Азербайджан на мой взгляд должен был бы стать образцом политики «золотого века», наступающего в наше время согласно, опять же, ведическим (индийским) представлением. И в целом Азербайджан действительно старается придерживаться принципов честности, объективности и справедливости. Так давайте продолжать эту похвальную традицию!

Бог один для всех. Мусульмане называют его Аллах, а индусы — Брахман, но разве дело в именах? И Бог всегда справедлив и честен. Я очень хочу, чтобы именно Азербайджан был образцом божественной политики и божественных принципов. Тогда и Бог будет хранить нашу страну…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *