День национальной музыки

Сегодня в Азербайджане отмечается День национальной музыки. Связано это с днем рождения основоположника современной азербайджанской музыки Узеира Гаджибекова. Я отнюдь не музыкант и вовсе не любитель народной музыки (независимо от народа). Почему же я вдруг решил затронуть эту тему?

Как известно, нот всего 7. Ну, на самом деле их больше, если учитывать множество октав, а если вообще взять весь диапазон слышимого человеком звука (считается, что это интервал от 20 Гц до 20кГц), то нот будет около 70. Впрочем, я не слышал, чтобы существовала музыка для такого огромного диапазона…

Но дело не в том. Дело в том, что существуют некие правила гармонии, согласно которым музыкой могут быть отнюдь не любые сочетания нот. Говорят, что Шнитке законы гармонии нарушал, посему его музыку долгое время жестко критиковали. А потом привыкли и даже понравилось. Возможно, нарушали и другие. Люди вообще склонны критиковать непривычное, но привычка формируется практически ко всему…

Я никогда не был любителем народной музыки. Так сложилось, что я с детства слушал мировую классику (Чайковского, Рахманинова, Грига, Бетховена, Моцарта и т.д.), но почему-то никогда не слушал классику азербайджанских композиторов. В те времена концерты в Филармонии ее не включали. Точнее, такие концерты были, но «тематические», где играли местные музыканты и публика была совсем иной. А на местных мы не ходили. Возможно, просто по незнанию, ибо кроме великого Ниязи (я действительно считаю его великим и я слышал его «живьем») никаких крупных имен тогдашних местных исполнителей не припомню.

А приезжие музыканты азербайджанскую классику не играли. Тот же Гаджибеков, Амиров, Караев — где была их музыка, где были их концерты и симфонии? Почему ни один приезжий «народный артист» не играл эти вещи? В результате в моем музыкальном образовании образовалось большое белое пятно.

Сейчас я был бы рад посещать концерты и азербайджанской классики, но, во-первых, до сих пор есть проблемы с аусвайсами, а во-вторых, опять же, кто исполнители? Я не говорю, что у нас их нет — отнюдь. Азербайджанцы вообще очень способны к искусствам и талантов у нас полно. Но за 30 лет независимости мне так и не удалось восполнить этот пробел.

Что вообще считать «национальной музыкой»? Можно ли считать музыку моего любимого Шопена «национальной польской музыкой»? Вряд ли. Так же как и музыку Рахманинова считать «русской»: никакого отношения к частушкам и стоящим в поле кудрявым березкам его музыка не имеет.

Я уже говорил, что народную музыку не люблю. К сожалению, никаких знаний в музыкальной сфере у меня нет и я никак не могу научно сформулировать, почему русские народные песни мне категорически не нравятся, украинские зачастую приятны, а азербайджанские «когда как». Слушать же грузинское пение, восхищающее своей техникой, я и вовсе почти не могу. В чем разница, если нот так мало, а законы гармонии всеми соблюдаются одинаково? Не знаю. Но факт, что т.н. «классическая» музыка воспринимается мной намного благосклоннее.

Да, не любая. Я вполне признаю Моцарта гением в плане техники, но к его музыке я равнодушен. Шопен не гений, но его музыка мне близка как никакая другая. Что это, в чем разница? В настройках правого полушария на какой-то спектр вибраций? Есть ли вообще серьезные научные исследования по восприятию музыки разными людьми в зависимости от их интересов, характеров, происхождения и т.д.? Не знаю, но тема, мне кажется, интересная.

Так вот, если помните, я недавно писал о посещении концерта выдающегося тариста, но и там мне понравился сам инструмент, а музыка, опять же, «интернациональная».

В чем вообще смысл «дня музыки»? На мой взгляд, национальная музыка, как культура вообще, априори нуждается в поддержке и развитии, особенно в условиях неизбежного глобализма и тенденций к повсеместной унификации. Неважно, что нравится лично мне, важно то, что национальное искусство надо защищать.

Узеир Гаджибеков занимает особое место в азербайджанской музыке, поэтому вполне закономерно было выбрать его день рождения в качестве даты дня музыки. Вот только зачем его фамилию пытаются все время искажать и называть его «Узеир Гаджибейли»? Есть же документы — метрика там и прочее. Современные жители страны могут как угодно менять свои фамилии, «отказываясь от имперского прошлого», но с людьми давно умершими такое делать как минимум неэтично. А как максимум и юридически некорректно.

Не секрет, что наши западные соседи частенько объявляют азербайджанскую музыку своей. Понятно, что присвоение документально зарегистрированного авторства — это и моральная низость, и юридическая глупость. И понятно, что надо пресекать такие попытки на уровне международных судов. Но как быть с музыкой народной, у которой нет фиксированного автора и которая, будем откровенны, для всего Кавказа достаточно похожа? Понятно, что мугам — это азербайджанская музыка, а не грузинская или армянская. Но это конкретный жанр. А просто то, что принято считать «народной музыкой», с ней как?

Я не могу ответить на этот вопрос, да и не специалист я в этой области. Наверняка эта проблема существует и в других регионах, где разные народы долгое время живут рядом. Как дела там обстоят? Возможно, надо изучать чужой опыт. Ибо вполне вероятно, что наши соседи часто вполне искренне считают «спорную» музыку своей. «Лезгинку» танцуют многие народы Кавказа, должны ли обижаться на это лезгины?

Музыкальные вкусы у людей разные. Но сама музыка необходима, ибо воздействие на правое полушарие мозга необходимо для гармонизации его работы. Вся наша жизнь сейчас основана на работе левого — логического полушария. Мы все время получаем информацию и обрабатываем ее. Но биологически человек роботом не стал, а значит, ему нужна гармония, нужен баланс.

Последний раз Всемирный фестиваль культур проходил в 2016 году. Три дня я смотрел прямую трансляцию и поражался этой красоте и величию! Сколько культур, музыки, танцев — как это прекрасно! Я ведь и не знал обо всем этом богатстве! В 2021 году очередному фестивалю помешала пандемия…

В общем, слушайте музыку — ту, которая откликается в вашей душе. У каждого свой резонанс, свой спектр. И не стесняйтесь, если ваши вкусы идут вразрез со вкусами вашего окружения. Но храните и развивайте все музыкальное искусство мира, ибо каждая культура бесценна. Было бы очень хорошо, если бы каждый день в рамках ООН отмечался бы как день музыки того или иного народа. Чтобы в эти дни проводились концерты, чтобы в эти дни музыка разных культур звучала на международных официальных аренах. Об этом стоит подумать…

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *