Концерты с юбилея У.Гаджибекова

     В этом году вся прогрессивная общественность отмечала 200 лет со дня рождения У.Гаджибекова — действительно прекрасного азербайджанского композитора. По случаю юбилея целую неделю в Баку проходили концерты с участием местных и приглашенных музыкантов.
     Когда-то я был завсегдатаем концертов и театров, но в последние годы появляюсь там редко. И времени нет, и билеты стали дорогими, и (как ни странно) система оповещения хромает: часто о хорошем концерте узнаешь уже «после того»…
     Но так вышло, что в этот раз, после долгого перерыва, я попал на два праздничных мероприятия — органный концерт в Кирхе и оперу «Аида».

     К сожалению, моя заметка будет весьма критической. Очень хочется написать нечто восторженное, но никак не получается. Пишу с опозданием просто по техническим причинам.
     Органный концерт был 27 сентября. В Кирхе я не был давно. Когда-то, после ремонта, это был очень уютный концертный зал, с оригинальными деревянными переворачивающимися сидениями. Жесткими, да, но туда же не спать приходишь… Было большое помещение (кроме зала) с гардеробом, туалетами, буфетом, красивым оформлением всего этого…
     Орган, который тогда привезли из Европы, был установлен напротив основной сцены (поэтому и сидения переворачивались), на втором этаже. Звучал он прекрасно, концерты были частыми и слушать орган в старой Кирхе было сущим удовольствием. Звук заполнял все помещение, проникая в душу и возвышая ее. Никакого сравнения с коробочным залом нынешней музыкальной академии (тогда консерватории). Кстати, в ее зале я был всего однажды еще в те времена и повторить визит желания не возникало. Но Кирха!
     Увы. Там опять сделали некий ремонт. Сидения стали мягкими, уже не поворачивающимися. Потому что незачем — орган поставили прямо на сцену! Раньше там оркестр помещался, теперь — только пара солистов влезут. А сам орган смотрится как седло на корове — вырванный из родной среды, одинокий и совершенно бесполезный. Не звучит!
     Говорят, органные трубы обычно монтируют в стены, да и вообще его установка — отдельное искусство. А тут — как бы принесли «рояльчик из кустов», поставили, побренькали, сложили и убрали. Кстати, программа концерта была подобрана просто ужасно. Даже для привычного уха репертуар был не очень приятен, а уж для тех, кто попал туда впервые… Неужто мало красивых пьес для органа? Да сколько угодно! Опять же, увы…
     Зато весь концерт по залу ездила телекамера на скрипучей треноге, внося в музыку дополнительные, забытые (видимо) композитором ноты. И два огромных софита, которые светили в зал, вызывая боль и слезы в глазах. Вспомнилась операция Жукова по взятию Берлина…
     В общем, нет у нас больше зала для органной музыки. Печально, но факт.

     Теперь про оперу. «Аиду» я знаю если не наизусть, то достаточно хорошо. Сейчас в нашем театре, как и принято во всем мире, оперы поют на языке оригинала. И уже давно по этой причине объединили русскую и азербайджанскую труппы в единое целое. Это правильно и позволяет гораздо эффективнее и качественнее подбирать голоса исполнителей.
     В этот раз главные партии пели не местные артисты, а гастролеры, но все прочее — были наши. Ну, что сказать… Опять же, ничего хорошего. Азербайджанцы — народ очень музыкальный и по логике нет никакой проблемы в подборе кадров для той же оперы. И что в итоге?
     Про хоры я не говорю — это вообще ниже всякой критики. Но солисты? Я помню, как в прежние времена пение жрицы в храме (во 2 действии) заполняло весь зал и по коже мурашки пробегали. А тут — не то что мурашки по коже, вообще никаких ощущений. Кстати, половину пения всей оперы вообще оркестр забивал, нацело.
     Конечно, Гугушвили голос имеет хороший, но грима на него явно не хватило, как и парика. И выглядел он не как бравый полководец во цвете лет, выбирающий невесту, а как старый уставший пахарь. С поредевшей прической. Да, раньше в опере вообще не было принято уделять внимание внешности артистов, как и их актерскому мастерству. Голос есть — и ладно! Но с тех пор времена изменились… А наш театр застрял в середине 20 века…
     Амнерис я не слышал вообще. Перепеть оркестр она не могла никак. Аиду было слышно и пела она хорошо (видимо, Украина тут сильнее нас), но неужто нельзя было покрасить ее белоснежную кожу? Она же из Эфиопии!!! А вот царь Амонасро — это было действительно великолепно! И внешность, и образ, и игра, и голос — единственное светлое пятно!
     Впрочем, и фараон пел неплохо, но вот верховного жреца я бы за такое пение замуровал вместо Радамеса. Какой это жрец??? От его голоса должны дрожать стены! Но думаю, что и бумага дрожать не будет…
     Отдельно стоит сказать об оркестре. «Марш из Аиды» знают, наверно, даже далекие от музыки люди. Но ни пафоса победы, ни торжества державности — ничего не было в этих жалких звуках… А ведь еще лет 10 назад музыка тоже заполняла зал, вызывая гордость за доблестные египетские войска. Что случилось за эти годы?
     А самое печальное — неоднократные фальшивые ноты. Даже не ноты, а целые фрагменты! Такое впечатление, что некоторые инструменты в оркестре были просто неисправны. И проявлялось это не только в знаменитом марше.

     В общем, грустная заметка получилась. Но не стоит кричать «браво» там, где нужно кричать «караул». Не знаю, кто виноват в этом кошмаре, не мое это дело, пусть специалисты разбираются. А мне было просто стыдно перед иностранцами, да и перед соотечественниками, которые привели детей первый раз послушать оперу. Послушали… Посмеялись.
     Особенно понравился инцидент с занавесом, который опустился аккурат поперек декорации. И пока несчастная Аида тосковала в горестной песне, зал ржал, наблюдая, как рабочие сцены с грохотом переворачивали арфы, пытаясь достать их и спрятать по ту сторону занавеса, обнажая всю «кухню» театра. Неужели нельзя было на сцене пометки сделать и поставить эти арфы правильно? Ведь столько лет идет спектакль!
     Я не спорю, накладки бывают везде и зритель всегда готов их простить. Но в этот раз наш театр сильно напомнил мне фильм «О бедном гусаре замолвите слово». Вот только там спектакль шел не на сцене столичного театра почти европейского государства… Одна накладка — это мелочь. Но когда их больше, чем нормы…

     Так хочется надеяться, что все еще будет в этой области хорошо. И когда-нибудь я смогу услышать Баха на прекрасном органе в величественном зале. И свою любимую «Пиковую даму» на сцене Оперного театра, в прекрасном исполнении и постановке. Будет ли такое в Баку?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *