Путешествие в «Центр Гейдара Алиева»

     Об этом уникальном здании, ставшем одним из новых символов Баку, написаны уже сотни статей, да и фотографий его в интернете хватает (например, в разделе «Новостройки Баку» моего фотосайта). Но так сложилось, что внутри я до сих пор не был.
     И вот, наконец-то случился повод, и я решил все же пойти в этот центр, посмотреть его изнутри. Впечатления сложные. И тут надо поговорить не только про этот центр, но и на смежные темы.

     Почти все крупные города мира имеют какой-то главный и широкоизвестный музей. В Москве это — Третьяковская галерея, в Санкт-Петербурге — Эрмитаж, в Париже — Лувр… До недавнего времени в Баку ничего подобного не было, хотя музеев в городе хватает.
     Сейчас и в Баку есть музей, который можно поставить в один ряд с упомянутыми выше. Собственно, «Центр Гейдара Алиева» — это не совсем музей. Это, скорее, музейный комплекс, где проходят выставки, концерты, конференции и много чего еще. Но зато сам он в плане архитектуры — уж точно истинное произведение искусства!
     Правда, вот название длинновато. Сейчас — время краткости, время сокращений и даже смайликов вместо речи. И ясно, что слово «Лувр» гораздо проще произнести, чем сочетание «Центр Гейдара Алиева», особенно для иностранцев. Мне кажется, стоит что-то придумать…
     Хотя, конечно, это имя Центр носит справедливо. Ведь если бы не приход к власти Гейдара Алиева, неизвестно, что было бы сейчас в Азербайджане и вообще был бы ли он…
     Надо отметить не только архитектуру ЦГА (позволим себе такое сокращение за неимением других, официальных). Надо отметить и его расположение. Честно скажу, например, строительство того же «Центра мугама» на бульваре не кажется очень удачным. Там рядом шумная улица, да и кусок «Венеции» пришлось «отхватить», что жаль… Новый «музей ковра» тоже находится на бульваре. И тоже он там явно «не к месту», несмотря на свой оригинальный вид.
     Зато для ЦГА место выбрано очень удачно. Тут был «завод лейтенанта Шмидта», старый и неработающий. И его снос (в отличие от сноса домов для многих новостроек) ни у кого возражения не вызвал. Огромное пространство позволило не только построить сам центр, но обустроить территорию. Сделать ее зеленой и красивой, а также получить место для демонстрации экспонатов на открытом воздухе.
     Но к сожалению, не все так радужно. Так вот, несколько дней в ЦГА проходила выставка ретро автомобилей. Интересно? Конечно! И мне, и сыну. И вот решили мы с ним пойти, заодно посмотреть и само здание внутри, и экспозицию макетов зданий Баку, и исторические материалы, и сам музей Гейдара Алиева (говорят, там много интересного).
     Зашли в кассу. И… Билет на выставку автомобилей — 10 манат. Билет в музей Г.Алиева — 5 манат. Билет в историческую часть музея — еще 5 манат. Итого 20 с носа. А нас двое. 40 манат (если кто не знает) — сумма очень большая, сравнимая с зарплатой бюджетника (каковым я и являюсь). Прямо хоть поворачивайся и уходи! В итоге мы взяли два билета по 5 манат и пошли смотреть историческую часть музея, включая макеты домов.
     Я давно не был в Москве и Питере, но насколько я помню, билет в Эрмитаж или Третьяковку позволяет осмотреть все, что там есть, без ограничений. А тут — каждая комната оплачивается отдельно. А ведь посетителей — единицы! Неужели не выгоднее спустить цены (5 манат с человека за посещение всех имеющихся экспозиций), чтобы люди действительно приходили? Да и вообще, разве для бизнеса такие музеи создаются?
     В общем, пошли смотреть. На входе — металлодетектор и просвечивающее устройство, как в аэропорту. Хорошо хоть раздеваться и обувь снимать не требуют! Я был со своим «Олимпусом». Счастье, что он не является все же профессиональным аппаратом, а то бы нас и вовсе завернули. Спрашивается, почему? Обычно в музеях (хотя и не таких) не разрешают со вспышкой снимать. А тут? Какая разница, какой у меня аппарат? Какой ущерб я могу нанести, снимая интерьеры музея и пропагандируя этим и его, и его содержимое? Загадка!
     Посмотрели две экспозиции — исторических артефактов и макетов строений города. Честно говоря, я ожидал большего. Артефакты в основном относятся к 19 веку (а то и началу 20, особенно книги). Интересна экспозиция музыкальных инструментов — когда к ним подходишь, из динамиков звучит музыка на данном инструменте.
     Макеты домов любопытны, но сделаны иногда довольно грубо и не совсем точно соответствуют оригиналу. Хотя их много, это правда.
     Само здание внутри посмотреть почти не удалось, потому что наше передвижение было ограничено имеющимися билетами. Я фотографировал все что попадалось, «направо м налево», как говорится. Но тут приведены всего 3 фото в качестве иллюстрации, потому что остальное со временем будет опубликовано в разделе «Фотографии Баку». О чем, конечно, будет объявлено в этом блоге.
     В буфет мы не пошли, там, наверно, и цены «музейные». Ну и ладно. Конечно, здание интересное. И пойти туда стоит. Но на месте администрации я бы серьезно пересмотрел политику билетов и цен на них. 5 манат с человека — это нормальная цена посещения такого музейного комплекса, ведь задача его — не бюджет государственный пополнять, а знакомить граждан страны и гостей государства с историей, культурой и ходом развития Азербайджана. И плата за это должна быть доступной всем.
     Настроение было подпорчено, несмотря на любезность персонала. Хотя и на том спасибо, как говорится…

2 Ссылок на “Путешествие в «Центр Гейдара Алиева»

  1. Судя по продуктовым ценам, курс маната к рублю занижен раза в 1,5? В том смысле, что ближе к 90 руб. чем к 57-ми?
    Много макетов живых домов вроде бы ни к чему?
    Народ в кассу толпится?

    1. В кассах никого нет, внутри практически тоже. О курсе судить трудно, смотря с чем и как сравнивать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *