Размышления о визите Папы в Азербайджан

Как известно, это второй визит Папы Римского в Азербайджан. Первый визит совершил Иоанн Павел II в 2002 году. Тогда визит проходил, пожалуй, более шикарно, хотя судит трудно. Просто в тот раз мне предложили пригласительный на мессу, от чего я, разумеется, не стал отказываться.

В 2002 году месса проходила на стадионе ручных игр, на бульваре. Сколько людей вмещает тот зал я точно не знаю, но он был переполнен. И была четкая и качественная организация всего мероприятия. И…

И было ощущение сильного энергетического потока (я даже удивился) во время мессы. Иначе говоря, я и раньше уважал Иоанна Павла II, но после той мессы убедился и в его эзотерической силе. В общем, по опыту мессы и последующих событий (я остался до тех пор, пока папа не уехал и видел его совсем близко — простой, культурный и приятный человек высокого духовного уровня) я сохранил к тому Папе и уважение, и симпатию. И даже к католицизму как религии стал относиться с симпатией (раньше — просто никак).

Так вот, в данном случае месса проходила в бакинском католическом соборе (кстати, построенном по указанию Гейдара Алиева как раз после визита Иоанна Павла II). В соборе том я был, хотя давно. Конечно, он меньше стадиона, но логично, что сейчас мессу и встречу с местными католиками Папа Франциск проводил там.

С этим папой я не виделся, ничего о нем сказать не могу (да и на международной арене, в отличие от Иоанна Павла II, он пока ничем особо не прославился). Многие вообще не понимают, зачем он сюда приезжал, ведь католиков в Азербайджане очень мало.

А я считаю, что приехал — хорошо сделал. Пусть посмотрит красивый самобытный город, встретится с людьми, составит свое мнение о стране и народе. Книги и СМИ ведь не всегда объективны…

Так вот, написать я хочу о другом. Я читал в интернете, что в Грузии на его мессу запретили приходить православным. Естественно, запретил не Папа, а православное руководство. Дикость? Разумеется. И еще, что меня всегда поражает, так это удивленно-восторженные отзывы о «толерантности в Азербайджане».

Иногда создается такое впечатление, что Азербайджан — это вообще единственное по-настоящему цивилизованное государство. Да, у нас никто не заморачивается религией соседа. Мусульманин? Прекрасно. Православный? Молодец. Католик? Тоже хорошо. Иудей? Буддист? Или вообще атеист? Да какая разница! Отношения человека с Богом, выбор им той или иной религии — это его личный выбор! И к этому выбору все относятся одинаково уважительно. Черт возьми, а что тут особенного? Неужели везде в мире иначе?

Я не так уж много по миру ездил, да. Я не могу судить о том, как относятся в Испании к женщине в хиджабе или в Египте к мужчине в кипе. Отношение к кришнаитам (и там, и там) и вовсе мне не известно.

Но тут, в Баку, мы все привыкли к тому, что человек ценен не своей религией, а своими человеческими качествами. А что он при этом носит — крест, Маген Давид или точку на лбу — это его личное дело. Если у человека есть вера (даже атеистическая, ведь атеизм — тоже религия) и он в ней убежден — это воспринимается с уважением, какой бы эта вера не была. Мы просто привыкли к тому, что такое отношение — норма! Так должно быть!

И если приезжающие в Баку иностранцы этому поражаются, то из каких же дремучих краев они приезжают? Европа, Азия — поражаются все. Господи, да что же у них там творится-то в этой сфере? Впрочем, если послушать ТВ, то в той же Европе сейчас действительно принято делить людей по религиям. Грустно, что просвещенная Европа так откатилась. Впрочем, времена инквизиции не такие уж и давние…

А вообще, термин «толерантность» мне кажется тут не совсем уместным. Он означает «терпимость», «устойчивость». То есть, «мне неприятно, но я культурный и готов терпеть». Похоже, что именно с этих позиций все «гости» и восхищаются Азербайджаном. Но на самом деле, «терпимость» (с камнем за пазухой) тут не причем. У нас нужно говорить не о «терпимости» к инакомыслию, а о простом нормальном уважении к выбору и мнению другого человека, без всякой неприязни к этому выбору. И этот вариант, мне кажется, гораздо лучше и ценнее, чем чванливая западная «толерантность»…

Что еще удивительно — это отношение официальных религий друг к другу. Тогда, в 2002 году, на стадионе католиков-то практически и не было — откуда им в Баку взяться было? Да, приехали гости из ближайших стран ради встречи с Папой, но таких было все же меньшинство. А большинство, как и я, пришли просто из интереса к событию. И я не понимаю, какой вред православным христианам Грузии могло нанести присутствие на богослужении, выполняемом христианином-католиком. Не дико ли это?

Я даже слышал, что христиане разных течений вообще не заходят в церкви друг друга. И у мусульман разных течений не принято ходить в «не свою» мечеть. И уж точно ни один истинный христианин или мусульманин из той же Европы или с Ближнего Востока не станет присутствовать на буддистском или кришнаитском религиозном действии.

Неужели это действительно так? Неужели люди так глупы, что, веря в «Единого Бога», не осознают единства всех путей к нему? Боюсь только, что виноваты тут не сами верующие люди. Виноваты те, кто сидит наверху религиозной иерархии. А там все просто: другая религия — это другой бизнес, то есть банальная конкуренция.

Грустно, если так. И грустно, если все те народы бездумно (или осознанно) следуют подобным «рекомендациям». Возможно, азербайджанский народ в этом плане действительно является исключением? Что ж, приятно, конечно, осознавать, что живешь в самой мудрой стране мира. Но как-то обидно за всех остальных…

2 Ссылок на “Размышления о визите Папы в Азербайджан

  1. Если говорить о провинциальной центральной России, то открытых, заметных конфликтов на религиозной почве здесь не видно. Правда не видно среди имеющихся мигрантов и выраженной принадлежности к какой либо конфессии. Если взять Татарстан например, то там прилично распространены приличные мечети, от которых не видно морального урона любым окружающим. Как и от православных церквей. Т.е. невозбудимость к проявлениям религиозной принадлежности у народа вполне удовлетворительная. Скорее всего это связано со слабой реальной религиозностью считающих себя верующими. И это очень хорошо, не хватало нам ещё религиозного фанатизма. Народная невозмутимость к атеистам так же весьма на уровне. А вот об агрессии официальных структур, поддерживающих церковную организацию ничего доброго сказать нельзя. Практически это антиатеистское государственное течение. Стоит только попробовать теперь где нибудь публично заявить о своём сомнении в существовании бога. Опасно для кошелька, и социального положения.

    А что Запад? Насколько мне известно, в Германии например давно имеется обширная мусульманская община со всеми легально функционирующими атрибутами. Другое дело, что последние события с «беженцами» заставили всех вздрогнуть.

    1. В Татарстане естественно нет религиозных конфликтов между православными и мусульманами. Первые — государственная религия, вторые — официальная местная. Конфликтовать — себе дороже, да и незачем, все довольны.
      А вот насчет самого государства — это да. Один закон «о защите прав верующих» чего стоит. Как я понимаю, если публично сказать. что Бога нет — посадят за оскорбление? А ведь атеизм — это тоже вера, тоже религия. Так что с точки зрения атеиста любой крестный ход — это оскорбление, так получается…
      Мне только непонятно, почему выражение мнения считается оскорблением?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *