СССР и Третий Рейх

Сейчас в соцсетях бурно обсуждается выступление российского школьника Николая Десятниченко перед депутатами парламента ФРГ. Школьник увлекается историей и проводил исследования, в том числе и в различных государственных архивах. Его идея сводится к тому, что не все немецкие солдаты времен второй мировой войны были бандитами, как это принято считать на постсоветском пространстве.

Естественно, многие тут же обвинили школьника в предательстве, но наряду с этим среди не жившей в СССР молодежи распространилось мнение о тождественности «советского режима» и власти Гитлера, а коли так — надо проводить «снос всех памятников советским солдатам как пособникам бандитской власти».

Так что же надо на самом деле?

Идея о тождественности советской власти и фашистского (нацистского) строя в Германии не нова, а уж Гитлера со Сталиным не ровнял только ленивый. Разумеется, у этих стран предвоенного времени было немало общего: начиная от лидеров с подозрением на психические болезни (чему немало подтверждений от специалистов) и кончая концентрационными лагерями. Плюс пропаганда превосходства своего строя перед всеми прочими, плюс успехи в индустриализации (и там, и там), ну и т.д.

Однако, можно ли считать, что наличие сходных свойств означает тождественность предметов и явлений? Самый очевидный пример выражен поговоркой «не все то золото, что блестит». И я думаю, каждый сможет подобрать немало примеров, когда видимое сходство каких-то признаков никак не означало равенство их носителей.

Германский нацизм был официально осужден Нюрнбергским трибуналом и объявлен вечным и абсолютным злом. По отношению к советскому строю международных судов и подобных решений не было. Если исходить как минимум из этого, то нельзя объявлять кого-то преступником без решения легитимного суда. Уже одно это автоматически отсекает равенство Третьего Рейха и СССР.

Кроме того, нельзя забывать, что Советская власть была представлена вовсе не только Сталиным. И как в свое время Римские Папы реабилитировали Коперника, Галилея и прочих гонимых (а то и казненных) в прошлом ученых, так и советские власти после смерти Сталина реабилитировали жертв его террора и покаялись в грехах системы. Так на каком основании происходит сравнение ВСЕГО советского строя с германским фашизмом? Сравнение попросту исторически некорректно и юридически неграмотно.

Если вернуться к выступлению школьника, то не приходится сомневаться в одном: в Германии было немало солдат, которых отправили на войну силой приказа и которые вовсе не хотели ни с кем воевать. И которые, наверняка, не принимали участия в тех преступлениях фашизма, о которых все знают. Понятно, что война — это смерть. Стреляющий ставит целью именно убить противника (чтобы не убили его, как минимум). Но недаром считается, что стреляющий на войне солдат своими действиями (даже принесением смерти противнику) не создает себе отрицательную карму. Он выполняет свой долг, и не его вина, что его заставили это делать. Карма ложится на тех, кто заставил.

Понятно, что если он осознанно пытает пленных или расстреливает мирных жителей — это не военная необходимость, и в этом случае он преступник, по законам и «земным», и «небесным». Но не все же немецкие солдаты были именно такими преступниками! Да, мы не знаем «процент». И не можем отделить в могилах одних от других. Но и судить умерших должны не мы, с ними разберутся на том свете гораздо более объективные и компетентные судьи…

Аналогично и по отношению к воинам СССР. Сейчас в некоторых бывших республиках горячие молодые головы готовы называть «оккупантами» и «бандитами» всех тех, кто воевал за освобождение от Германии. Такие высказывания распространены и в странах Прибалтики, и в Украине (особенно с недавних пор), да и в других странах СНГ тоже встречаются. Но разве не советские солдаты спасли мир от фашизма? И кто сейчас посмеет сказать, что в случае победы Гитлера мир был бы лучше, чем сейчас? Кто-то всерьез в это верит?

Чтобы не равнять нацистов и коммунистов (сам термин «красно-коричневые» — это нонсенс) надо просто четко понимать разницу в идеях, которые лежали в основе того и другого строя. А идеи ровно противоположные! Увы, но это часто случается, когда противоположности сходятся. Вот и сошлись в некоторых методах реализации. Но это сходство никак не уравнивает идеи, лежащие в их основе.

Проблема только в том, что большинство людей не способны мыслить, не способны анализировать и делать выводы. Они видят только поверхность, внешние признаки. Слон серый, мышь серая. Видимо, это один и тот же зверь, не так ли? Особенно, если смотреть на слона с большого расстояния и никогда не видеть его живым. А те, кто приравнивают ту Германию с Союзом, смотрят на ситуацию именно с большого временнОго расстояния, и не жили они никогда при том же советском строе. Что знают они о тех временах? С чьих слов формируют свое мнение? Ведь своего опыта у них нет…

Понятно, что с врагом надо сражаться, даже если он воевать не хочет. Но раз воюет — значит, война! И понятно, что надо помнить своих героев. Тем более, что, как ни крути, это ведь не СССР напал на Германию, а наоборот. И уже только из-за этого обстоятельства герои именно советские солдаты, а не напавшие на них немцы. Да и много ли мы слышали о героизме фашистов? Героизм свойственен тем, кто защищает свое, а не отбирает чужое…

Я против того, чтобы ставить памятники напавшим врагам (хотя и такое в мире практикуется). Но то, что в странах запада стоят памятники советскому воину — это правильно, даже и в Германии! Потому что фашизм — это не Германия. И отождествлять эти два понятия (как и сам я делал в раннем детстве, играя с другими детьми в «войнушку») — неправильно. Советский солдат освободил не только свою страну, но и Европу, и саму Германию. Именно благодаря советскому воину Германия сейчас — мирная демократическая страна, не так ли? Так что памятник советскому воину там уместен вполне. Но никто в здравом уме не станет призывать делать памятники немецким солдатам на территории СССР…

А то, что Сталин насадил свой строй в Восточной Европе — это не вина советских солдат, и даже не вина классиков коммунизма. Да и кто назовет советский строй истинным коммунизмом, да и социализмом тоже? Смешно. Однако, это уже другая тема…

Так что, обращаясь опять же к родившимся «после распада», могу сказать одно: «десоветизация памятников» и обливание цементом вечного огня — это не путь вперед. Это путь назад. К концлагерям и кострам из книг. Кстати, в СССР книги запрещали, но никому не приходило в голову устраивать из них костры…

4 Ссылок на “СССР и Третий Рейх

  1. Ах, какая была держава!
    Ах, какие в ней люди были!
    Как торжественно-величаво
    Звуки гимна над миром плыли!
    Ах, как были открыты лица,
    Как наполнены светом взгляды!
    Как красива была столица!
    Как величественны парады!
    Проходя триумфальным маршем,
    Безупречно красивым строем,
    Молодежь присягала старшим,
    Закаленным в боях героям —
    Не деляги и прохиндеи
    Попадали у нас в кумиры…
    Ибо в людях жила — идея!
    Жажда быть в авангарде мира!
    Что же было такого злого
    В том, что мы понимали твердо,
    Что \товарищ\ — не просто слово,
    И звучит это слово гордо?
    В том, что были одним народом,
    Крепко спаянным общей верой,
    Что достоинства — не доходом,
    А иной измеряли мерой?
    В том, что пошлости на потребу
    Не топили в грязи искусство?
    Что мальчишек манило небо?
    Что у девушек были чувства?
    Ах, насколько все нынче гаже,
    Хуже, ниже и даже реже:
    Пусть мелодия гимна — та же,
    Но порыв и идея — где же?
    И всего нестерпимей горе
    В невозможности примирений
    Не с утратою территорий,
    Но с потерею поколений!
    Как ни пыжатся эти рожи,
    Разве место при них надежде?
    Ах, как все это непохоже
    На страну, что мы знали прежде!
    Что была молода, крылата,
    Силы множила год за годом,
    Где народ уважал солдата
    И гордился солдат народом.
    Ту, где светлыми были дали,
    Ту, где были чисты просторы…
    А какое кино снимали
    Наши лучшие режиссеры!
    А какие звенели песни!
    Как от них расправлялись плечи!
    Как под них мы шагали вместе
    Ранним утром заре навстречу!
    Эти песни — о главном в жизни:
    О свободе, мечте, полете,
    О любви к дорогой отчизне,
    О труде, что всегда в почете,
    И о девушках, что цветами
    Расцветают под солнцем мая,
    И о ждущей нас дома маме,
    И о с детства знакомом крае,
    И о чести, и об отваге,
    И о верном, надежном друге…
    И алели над нами флаги
    С черной свастикой в белом круге.

    Это не профашистское стихотворение. Это зеркало для патриота.

    А в остальном по теме слишком много надо говорить.

    1. Да, любопытно. А кто же автор?
      Все изложенное вполне применимо к СССР, но применимо ли к Третьему Рейху — не знаю. Допускаю, что и там все девушки были, для которых главное — любовь, а не деньги. Ну и т.д.
      Однако, надо помнить разницу, из-за которой никак нельзя равнять СССР и Германию тех времен: идея СССР была всеобщего равенства, идея Германии была в расовом превосходстве. И если советские люди шли воевать в Испанию, чтобы «землю в Гренаде крестьянам отдать», то за какие идеалы шли воевать фашисты?
      Говорить можно много, да. Но если коротко, то все упирается в одно — «за что боремся». А как боремся — это уже детали, потому что извратить можно все. Но идея коммунизма и идея фашизма (нацизма) — это никак не одно и то же…

      1. Автор стихов некий Юрий Нестеренко.
        В отношении девушек, любви и пр. в фашистской Германии — разумеется всё общечеловеческое и родовое там поддерживалось, поскольку руководили там подлецы не совсем глупые. В этом смысле интересно рассматривать произведения не советских авторов, например «Приключения Вернера Хольта», фильм, английский по-моему, про студентов — участников «Красной капеллы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *