Вчера я ходил на очередное мероприятие проекта «Сёз» (раньше неоднократно писал об этом проекте). В этот раз, как и в один из прошлых, это была встреча с молодыми поэтами женского пола (не люблю слово «поэтесса»). Как я понимаю, это не было умышленным гендерным подбором, просто, видимо, среди парней поэты не водятся. Хотя странно. Как поется в одной старой песне (от мужского имени) «…пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет…». Видимо, не каждый. Я вот, кстати, тоже не писал стихов никогда. Хотя читать любил и наизусть много чего знал (и даже выписывал особо понравившиеся в специальную тетрадь).
Так вот, подобные встречи, помимо радости и мыслей, что «не все в нашем мире так уж сумрачно», рождают и некоторые весьма важные вопросы.
Но сначала об участниках. Да, уже знакомые по прошлым встречам Атика Алиева, Лейла Курбанова, Солмаз Сулейманлы, Саида Субхи… Кстати, был один парень (Исмаил Али), который представил не стихи, а прозу. Прочитал отрывок из своей недавно изданной книги.
И вот об этом я и хочу поговорить подробнее, тем более, что и для меня тема актуальна.
Я вообще не очень люблю слушать декламацию стихов или чтение прозы вслух. Я не воспринимаю информацию даже тогда, когда читающий умеет это делать (а умеют вообще далеко не все авторы). Я люблю читать. Но чтобы иметь возможность прочитать стихи или прозу, они должны быть где-то опубликованы. И вот тут начинаются проблемы.
По сути, есть два варианта: либо искать издательство, которое возьмется публиковать твое произведение (положительно оценив его коммерческий успех), либо издавать книгу за свой счет и пытаться самому ее распространять, рекламировать и т.д.
Для начинающих авторов первый вариант проблематичен, потому что люди не склонны покупать «кота в мешке», соответственно, издательство не захочет вкладывать деньги в того, кто не даст верной прибыли. В истории было немало случаев, когда будущие бестселлеры отвергались десятками издательств, пока какое-то мелкое не шло на риск, издавая книгу крошечным тиражом. Потом отвергнувшие кусали локти, но было поздно.
Что касается второго варианта, то он плох со всех точек зрения. Во-первых, откуда у начинающего автора (и чаще всего юного) деньги на «самиздат»? Книга — штука не дешевая. И тратить несколько сотен манатов мало кто может.
Во-вторых, что делать дальше? Если просто договориться с магазином и положить книгу на полку, никто ее не купит по указанной выше причине. Можно, конечно, предложить такой вариант: автор сидит в магазине и бесплатно раздает свою книгу всем входящим, спрашивая сначала, интересен ли им этот жанр. И прося, если понравится, прийти в магазин снова и опустить ассигнацию в специальный контейнер. Конечно, не все вернутся, даже если книга понравится, но хотя бы информация разойдется. И следующая книга сможет окупиться. А там и издательства подтянутся…
Но проблема еще и в том, что в Азербайджане фактически нет издательств, которые бы могли выкупить права на публикацию. Нет у нас крупного книгопечатания! Да и спрос на бумажные книги невелик.
Отсюда еще один вариант «раскрутки» — интернет. Если взять меня, то я как раз и публикую свои произведения на своем сайте, но сколько у меня читателей? Кот наплакал… А значит, чтобы читателей стало много и автор перестал быть «котом в мешке», надо и в интернете свои произведения раскручивать. А это тоже стоит денег. И все возвращается на круги своя: нет денег — нет известности, нет известности — нет денег…
Конечно, друзья и знакомые на сайте прочитают, а все остальные? Я не говорю лично о себе, это касается всех. Конечно, в истории были случаи, когда публикация в интернете делала автора знаменитым и востребованным у издателей. Но для такого варианта надо написать нечто эпохально-грандиозное. А это — единичный случай. И это не значит, что сотни других авторов не достойны хоть минимальной известности. Да, пусть они не станут такими знаменитыми как Роулинг с миллионами читателей, но и тысячи читателей тоже имеют право на доступ к тому, что им понравится. Но как они узнают?
Можно было бы предложить, чтобы богатые меценаты или государство брали на себя функции бесплатного издания и рекламы начинающих авторов. А там уже — либо книга «пойдет», либо автор убедится, что пока недостоин «выйти в массы». Но пишут сейчас многие и многие. И в подобном случае все равно придется создавать некий фильтр, а раз есть фильтр — он будет субъективным. Со всеми вытекающими…
Мне нравятся стихи упомянутых выше девушек, но прочитать их негде. И если они все же соберутся выставить свое творчество хотя бы на сайте «стихи.ру», то почитать их смогут те, кто об этом знает. То есть близкие друзья и участники подобных творческих вечеров. А все остальные любители поэзии? Увы.
Я понимаю, что сейчас время капитализма, и ни одно издательство не станет рисковать без уверенности в коммерческом успехе. Я их даже винить не могу, потому что издание книги — процесс затратный, как и ее распространение. Но текущая ситуация фактически отсекает не только начинающих авторов, но даже и более-менее известных в своем кругу. Они тоже вынуждены издавать книги за свой счет, хотя, возможно, им и удается потом частично вернуть затраченное. Но о том, чтобы иметь авторскую прибыль, речь не идет. Это доступно только авторам с мировой известностью. Кстати, интересно бы узнать, а как они изначально раскрутились? Не буду называть имен, но в Азербайджане таковых единицы, и их имена всем известны. Так вот, как?
А пока хочется сказать спасибо руководителю проекта «Сёз» Нигяр Гасан-заде и всем девушкам, чьи стихи вчера разбудили и ум, и душу зрителей и слушателей. И хочется пожелать им возможности издавать свои стихи, доносить их до всех тех, кто оценит и кто, возможно, станет в чем-то лучше внутри. Ведь назначение любой литературы одно: сделать людей лучше. Сделать людей людьми.
Спасибо еще раз!
Пусть самодеятельные авторы объединятся в союз. И по одному по очереди публикуются на коллективные деньги.
Ну, существует же Союз Писателей, по идее, он как раз и должен заниматься подобными вопросами… По идее…
К сожалению, такая ситуация не только со стихами существует. Я допускаю, что стихи этих девушек действительно хороши, но вы только представьте, какое количество безумных стихоплетов вообще существует. И как все творческие люди, они считают, что пишут нетленку и очень обидчивы. А в наше непростое время людям вообще не до стихов, по-моему. Первичные потребности по Маслоу еле удовлетворены.
Ну, далеко не все считают свои произведения гениальными. Но при всех условиях, должны судить читатели, но чтобы судить — надо узнать. А вот с этим проблема.
Но судя по полным залам, люди все же не только о физиологии думают. Так что — не все так плохо…
Ну и замечательно, что не только о физиологии. В моем городе люди взахлеб только о еде говорят. И это удручает
Да? Действительно, грустный город какой-то…