(анти)Утопии и современность — 1

Кажется, это первый случай в многолетней истории данного блога, когда пост планируется из двух частей, с продолжением. Во-первых, обе части слишком велики по размеру для своего объединения, во-вторых, имеют хоть и единую тему, но все же разную направленность.

О чем пойдет речь? О людских предпочтениях, о литературе, о предсказании будущего… В любом случае, все здесь рассматриваемое касается каждого из нас. Так что — …

Мы все живем в реальном мире (модель вселенной как голограммы — тема другой статьи). Документально зафиксированная история человечества всегда описывала несовершенные общества, с конфликтами, противоречиями и трагедиями разного масштаба. Считается, что поскольку человек — по сути животное, то и конфликты в человеческом обществе вызваны наличием этой животной привычки, когда приходится бороться за свое выживание.

Мне такой подход кажется ошибочным, потому что человек принципиально отличается от животных одним качеством — алчностью. Да, некоторые белки делают избыточные запасы орехов, о которых потом забывают. Но люди о своих запасах не забывают никогда! Они совершенно сознательно окружают себя роскошью (от дорогих внедорожников до золотых унитазов) и откровенно избыточными материальными благами: зачем человеку 10 квартир, или 10 машин, или сотни костюмов, платьев и т.д.?

Соответственно, именно погоня за избытком, не ограниченная никакими рамками кроме бесконечной фантазии, и приводит к истощению ресурсов планеты и нехватке этих ресурсов для удовлетворения минимальных потребностей миллиардов людей.

Эта картина наблюдалась всегда. И всегда обделенные благами «низы» мечтали о другом обществе, где все справедливо и все счастливы. Мечты воплощались в литературных и философских произведениях, которые ныне принято относить к жанру «Утопии».

Я не буду перечислять тут все подобные произведения («гугол в помощь», как говорится), тем более, что почти не читал книги этого жанра. Но кое-что упомяну. Я никогда не считал роман «Таинственный остров» утопией, но, оказывается, он таковым числится. А вот что действительно может считаться утопией, это «Приключения Незнайки» и, особенно, «Незнайка в Солнечном городе».

Легко заметить, что любое «счастливое» общество свободно и от денег, и от каких-либо видов насилия, в том числе и властного. Да и наличие самой власти есть не везде в этом жанре.

Возможно ли теоретически подобное общество? Формально — да. Хотя вопрос в том, как быть с людьми, чья психология (в т.ч. и по генетическим причинам) противоречит общей идее? Уничтожение вроде бы противоречит идее «мира и братства», но оставлять этих людей в обществе тоже невозможно.

Еще одна проблема — кто будет добровольно делать «грязную» работу? Правда, в наше время (примерно с 20 века) этот вопрос обычно перед авторами утопий уже не стоит: технический прогресс освобождает человека от любых неприятных обязанностей.

Возможно ли это все на практике? Формально — да. Но при условии решения указанных проблем. Увы, но предпринятая большевиками попытка построения подобного идеального общества закончилась плачевно. По двум причинам.

Во-первых, надо было что-то делать с людьми «не той» психологии. Их-таки стали уничтожать или поселять в концлагеря, что привело к огромному росту злоупотреблений (доносы ради получения квартир посаженного, доносы из мести и т.д.) и всеобщему страху, несовместимому с самой идеей светлого и счастливого общества.

Во-вторых, технический прогресс был далек от того, чтобы освободить человека от грязной рутины, а значит, имела место конкуренция за «чистые места», пренебрежение к «неудачникам», вынужденным «чистить сортиры и подметать улицы». Все это тоже никак не соответствовало идеальной атмосфере единства и братства.

Я не говорю сейчас про конкретные ошибки конкретных политиков, и даже не говорю о враждебном окружении стран капитализма. Истинные проблемы были внутри, внешние уже дополняли фон.

Разумеется, и сами коммунисты понимали, что идеальное общество может быть только всемирным, когда все человечество — одно единое государство. Но указанные выше проблемы все равно бы остались, а значит, ничего бы не вышло.

Да, есть еще вариант высокой сознательности, когда люди добровольно чистят сортиры просто потому, что «это нужно сделать». Конечно, дело не только в сортирах. И такие люди существуют. Разве мало сейчас волонтеров, которые бесплатно тратят свое время и свои силы на какие-то общественно-полезные дела? Вот она — та самая коммунистическая сознательность! Такие люди есть, но сколько их? А должны быть ВСЕ!

Существование СССР времен Сталина и Германии времен Гитлера (общества, противоположные по сути, но сходные по форме) вызывало ужас и отторжение у обычного стороннего наблюдателя. И родился другой жанр — «Антиутопия». Да, литература этого типа была и раньше. Но самое яркое произведение — это «1984» Оруэлла. Самое яркое и самое обоснованное.

Выше я написал, почему построение утопии практически малореально. А реально ли построение антиутопии? Давайте посмотрим вокруг.

В мире формируются фактически те самые три враждебных и конкурирующих центра: США, Россия, Китай. Под видом борьбы с врагами-террористами мир опутала система тотальной слежки. И не надо думать, что это все фантастика! Смартфоны постоянно следят за перемещениями людей (как и уличные камеры) и слушают разговоры вокруг (пока еще такую возможность формально можно отключить, но отключается ли она на самом деле — не знаю).

Биометрические методы идентификации полностью лишают человека возможности скрыть свою жизнь, а смарттелевизоры — это почти готовые «телекраны». Пока они есть не у всех, и не все их полностью активируют. Но это пока…

Конечно, наш мир — это не чистые «1984». Был еще знаменитый роман «451 градус по Фаренгейту». Да, книги у нас не жгут. И даже печатают. Но насколько упал процент читателей этих книг? И насколько реально в нашей повседневности все прочее, описанное в романе? «Ракушки» в ушах (молодежь не вынимает наушники), «родственники» в бесконечных тупых сериалах. Да, пока они не взаимодействуют со зрителем, но это пока…

В общем, как видно, построение антиутопий гораздо реальнее, чем создание государств всеобщего счастья.

А есть ли третий вариант? Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *