Трагедия гения

Вчера в Баку, в Международном центре мугама, состоялся удивительный литературно-музыкальный вечер (даже, пожалуй, концерт), посвященный признанному гению музыкальной классики Вольфгангу Амадею Моцарту.

Признаюсь сразу, что это было одно из лучших культурных мероприятий последних лет, которые я посетил. Фотографий не будет, в них нет смысла. Смысл в другом…

Автором и организатором вечера была Вафа Мамедова, которую я неоднократно упоминал в публикациях этого блога. Она бард, вице-президент КАП, но в этот раз она выступила совсем в другой роли. И это только подтверждает поговорку, что «талантливый человек талантлив во всем». Во многом — уж точно.

Судьба Моцарта трагична. Впрочем, гениям всегда трудно, и даже не только гениям, а просто людям, чем-то отличающимся от масс. А гений отличается принципиально… Кстати, возможно, вы будете удивлены, но лично я не испытываю к творчеству Моцарта особой симпатии. Да, у него есть, конечно, очень приятные произведения, но в целом — он «не мой» композитор. И звучавшие вчера примеры его музыки только подтвердили мое устоявшееся мнение.

Но это никак не мешает мне признавать его «техническую» гениальность: Моцарт писал без черновиков, Моцарт мог на слух без единой ошибки записать нотами любое сложное произведение, Моцарт творил с раннего детства, Моцарт… Ну, перечислять его отличия можно долго. Так что — да, я вполне осознаю его уникальность в мировой музыкальной истории. Но в число моих любимых композиторов он не входит, не трогает меня его музыка, а порой она кажется просто скучной. Шопен и Рахманинов мне гораздо ближе, например.

Как проходил вечер? Вафа читала отрывки из книги про Моцарта, на экране портреты композитора сменялись фрагментами из фильмов, а в перерывах чтения музыканты на сцене исполняли музыку великого Амадея. Разумеется, знаменитый фильм «Амадей» Милоша Формана я видел. Но было это очень давно и, хотя фильм мне тогда очень понравился, в памяти мало что сохранилось, тем более, в плане фактов из жизни композитора. Так что Вафу я слушал с большим интересом и много чего нового для себя узнал. Да, что важно: обычно я на слух информацию не воспринимаю и поэтому никогда аудиокнигами не пользуюсь. Но Вафе как-то удалось донести до меня то, что она читала…

Успех, овации, интриги завистников, гнев правителей… Моцарт все это пережил на своем опыте. Но у меня вдруг возникла мысль о странной несправедливости. Да, Моцарт писал музыку — концерты, симфонии, сонаты — тут все понятно. Но еще он писал оперы. Но опера — это не симфония! У оперы помимо композитора есть еще один автор — автор либретто, то есть слов, которые поются под эту музыку. Да и сюжет оперы разве всегда создается композитором?

Тем не менее, когда люди идут в оперный театр, они идут на Моцарта, Верди, Чайковского и т.д., но помимо музыки они слышат и текст, они оценивают сюжет, происходящее действие. Разве нет? Но кто знает авторов текста и сюжета? Никто! Сколько опер я слышал, но только про «Пиковую даму» я знаю, что автор либретто Модест Чайковский (брат композитора), да еще знаю, что поэму «Юнона и Авось» написал Андрей Вознесенский (а Рыбников превратил ее в оперу, и сделал это совершенно гениально, вот только Захаров своей постановкой все испортил). А другие? Ну да, опера «Евгений Онегин» сделана по тексту Пушкина. А другие? Увы.

Так вот, почему именно на Моцарта гневались правители, масоны и бог весть кто еще? Ведь не в музыке была проблема, а в содержании опер, в тексте! Несправедливо…

Может ли в наше время случиться так, что гений умрет в нищете, без друзей и родных? Не знаю. Были периоды, когда Моцарт неплохо зарабатывал и вполне мог обеспечить себе будущее. Но он не копил, он тратил. И никто ему в последующих бедах не помог. Возможно ли такое сейчас? Думаю, что да. Люди всегда одинаковы, а жизнь и сейчас требует денег. И на полноценную еду, и на лечение, и на похороны… И неважно — гений ты, или пустое ничтожество: без денег ты ничего не получишь. Не так ли? И разве мало вокруг людей пусть и не гениальных, но безумно талантливых, просто не умеющих себя правильно продавать? И оттого прозябающих в бедности и часто безвестности?

И еще мораль: надо думать, на ком ты женишься. Ради своей возлюбленной Вольфганг порвал связь с отцом, который фактически и сделал из него Моцарта. А что в итоге? А в итоге жена жила своей жизнью и даже не пришла на похороны мужа. Влюбленность — это не любовь. Потому что невозможно полюбить чуждого тебе человека. Выбирайте правильно!

Моцарт не дожил и до 36 лет. Сейчас на аукционах модно продавать вещи знаменитостей. От великого композитора вещей не осталось. Осталась только музыка. Пусть не всем близкая. Но великая.

Спасибо Вафе, спасибо Центру мугама и спасибо всем участникам этого прекрасного вечера — музыкантам, актерам пантомимы, и даже детям в красивых символических нарядах!..

P.S. Если вы знаете гениев — берегите их! И даже просто талантливых творческих людей — они очень уязвимы в этом жестоком мире…

А еще помните, что после вас тоже останется только то, что вы дали этому миру. Вещи истлеют, как и тело. Что останется после вас, дорогие читатели блога?

2 Ссылок на “Трагедия гения

  1. Будучи классикой сегодня, когда-то, при создании, она была новинкой для развлечения. Видимо таков был класс развлекающихся?

    1. Ну, тогда вообще не было понятия «классика» по отношению к музыке. А развлечением было все, и книги (редкие еще), и музыка, и театр… Собственно говоря, а что изменилось? Музыка и сейчас — развлечение, даже классическая…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *