Последние годы я Евровидение не смотрел. Во-первых, не поклонник репертуара, во-вторых, этот конкурс все очевиднее превращался в политическое, а не эстрадное шоу и в кастинг лояльности соседей. Да и поздно обычно показывают, спать охота.
В этом году с самого начала было понятно, кто станет победителем. Но интрига все же была, да и хотелось узнать, насколько справедливо будет судейство в условиях отсутствия России и Турции…
Нет, я не смотрел «сплошняком» все номера. Но многое видел, точнее, в сумме почти все, так или иначе. Что сказать?
Понятно, что я не профессиональное жюри, я просто рядовой зритель. Лично мне больше всего понравилось выступление Франции и Молдавии. Украина была, в лучшем случае, на 3 месте. Но когда я говорю «понравилось», это не значит, что я хочу слушать и смотреть это снова и снова. Отнюдь. Просто эти выступления я выделяю среди прочего, откровенно на мой взгляд неинтересного.
Оценки показали, что вкусы профессионалов и народа сильно расходятся. И отсюда вопрос: а как судят профессионалы: по качеству пения, или по соответствию неким формальным критериям? Потому как элементы народного пения жюри явно принижало, а строгие сольные номера повышало. Я не могу судить о профессионализме исполнителей (например, у нашего певца явно хороший голос, но песня, на мой взгляд, занудная), но тенденция налицо. А вот народы голосовали ровно наоборот: «страдания одиночек» поддержку не вызывали.
Конечно, такое противоречие в некоторой степени уравнивало шансы исполнителей, но с другой стороны, победителем мог стать просто случайный участник. Мог, если бы не Украина. И тут опять…
Опять вопрос — а правильно ли это? Правильно ли на песенном конкурсе голосовать не за пение, а за солидарность с обороняющимися в войне? Украине нужна поддержка, понятно, но военную и гуманитарную помощь они и так получает в огромных размерах. Но первое место на Евровидении само по себе никак не поможет победить Россию на поле битвы — так зачем? И неужели такая политическая победа приятна самой Украине?
Да, мир сошел с ума. Где-то детям меняют пол в 7 лет, где-то женщинам запрещают ездить в автомобилях с мужчинами, где-то вводят санкции против одной страны, создавая кучу проблем своей собственной (об этом парадоксе я еще напишу), где-то паралимпийцев не пускают на соревнования по национальному признаку, где-то качество песен оценивают по той же национальной принадлежности… Уже ничему удивляться не приходится…
Поражает и даже удручает то, что из обихода уходят такие понятия как честность, достоинство, благородство, даже самолюбие!
Конкурс закончен так, как и было предсказано еще задолго до его начала. Понятно, что клипы всех участников доступны тоже сильно заранее, так что популярность была известна. Но лично я не вижу, чем номер Украины лучше номера той же Молдавии или Франции. Вся обстановка конкурса говорила о том, что Украина тут не столько поет, сколько наслаждается вниманием.
Но есть два «но». Во-первых, я не знаю, стоило ли Украине на фоне ее бесконечных рассказов про ужасы войны вообще участвовать в таком конкурсе. Во-вторых, поддержка Украины как народами Европы, так и европейскими политиками, обусловлена отнюдь не любовью к самой Украине, а только лишь нелюбовью (мягко сказано) к России. Да, Россия во-многом заслужила такое к себе отношение, но тем не менее, факт остается. «Враг моего врага — мой друг» — вот и вся причина поддержки. Потому что на самом деле ни народы Европы, ни ее политики совершенно не озабочены страданиями людей в других странах и справедливостью борьбы кого-либо за что-либо. Уж мы-то это хорошо почувствовали в 2020 году…
В общем, все очень предсказуемо. Но это не тот случай, когда предсказуемость является достоинством. А значит, Евровидение пока так и не вернуло себе статус конкурса песен. И смотреть его смысла нет.