Ну, на самом деле, это для меня она не совсем обычная. Конечно, живя всю жизнь в Баку, я неоднократно слышал звучание разных народных инструментов. Но, будучи в целом поклонником музыки классической (не народной и не джазовой), я никогда не был на концертах с именно народными инструментами.
И вот я узнал, что в «Русском Доме» будет сольный концерт известного тариста Сахиба Пашазаде. И, разумеется, я не мог пропустить такой необыкновенный (для меня) концерт…
Организатором и ведущей концерта была Вафа Мамедова — человек весьма известный в творческой среде. Так вот, я никогда особо не интересуюсь биографиями и титулами музыкантов, писателей, художников и т.д.: мне важнее само их творчество. Но было интересно и даже приятно узнать, что пришел я не просто на концерт какого-то тариста (коих в Азербайджане, естественно, очень много), а на концерт человека действительно уникального таланта, признанного во всем мире.
Опять же, вроде бы неважно, какие у музыканта душа, характер, какая он личность. Играет хорошо — и ладно. Но есть у меня такая способность — видеть людей «насквозь». Так вот, Сахиб, судя по всему, человек очень хороший, простой и порядочный. В наше время эти качества не так уж распространены. И вроде к теме поста это не относится, но отметить хотелось. Не знаю, поймете ли вы, о чем я говорю: человек, усыпанный регалиями, пришел сыграть бесплатный концерт для небольшого зала и сделал это со всей душой, с радостью и на 100%. Это очень ценно, мне кажется…
На первый взгляд, тар — нечто вроде гитары. Техника игры на нем примерно такая же. Но разница огромна. Во-первых, на таре 11 струн. Во-вторых, его звучание совершенно не похоже на гитарное, да и вообще оно уникально.
Меня всегда восхищала виртуозная игра на струнных инструментах. Да, на рояле тоже впечатляет, но на струнных, мне кажется, играть гораздо сложнее. И когда смотришь на движения рук и пальцев Сахиба (а вблизи это хорошо видно), то совершенно невозможно понять, как же это происходит? Как писал когда-то Окуджава, «… я надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать — из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…». На самом деле — как? С какой скоростью и точностью движений…
Конечно, очень интересно слушать на таре музыку Чайковского или Брамса. Очень необычно! Человек вообще — существо консервативное. И жаль, что Брамс и Чайковский не писали музыку специально для тара: интересно, а как бы звучала она? Вообще, переложение музыки с одних инструментов на другие достаточно распространено. И если можно переложить скрипку на фортепиано (или наоборот), то почему нельзя на тар? Как любое переложение музыка звучит непривычно и странно, но вовсе не плохо! И такое «расширение» возможностей, как мне кажется, и обогащает культуру, и популяризирует сам инструмент.
Ведь народная музыка, которую обычно играют на таре и для которой он предназначен, иными народами может восприниматься без восторга, а вот, например, чардаш на таре для венгерского слушателя, несомненно, интересен и понятен. Так что я только «за» подобные эксперименты.
Так что вечер был приятным и очень полезным. Но я буду не я, если не вставлю пару критических замечаний. 🙂 Нет, не из вредности, а как раз из желания сделать подобные мероприятия еще более приятными и совершенными.
Замечаний два: во-первых, концерт начался с опозданием на 30 минут. Почему — непонятно. Сам музыкант давно был на месте и его потерянное время ничуть не менее жалко, чем зрительское. Не говоря о том, что долгое ожидание всегда снижает настрой. А во-вторых, в зале (особенно под конец) стало откровенно холодно. И не только мне, я видел как люди зябко ежились и пытались найти место, куда кондиционер не достает. Но нет таких мест!
Так что пожелания на будущее — начинать мероприятия вовремя и не превращать зал в филиал Арктики… Хоть это и «Русский Дом», но все же в Азербайджане. А тут люди к теплу привычнее, чем к холоду… 🙂
И, конечно, спасибо за организацию концерта администрации Дома и Вафе лично, а главное спасибо — самому Сахибу, который пришел и который играл просто божественно!