Карты на сцене

Было время, когда я ходил на спектакли чуть ли не дважды в месяц: оперы, балеты, драматические постановки… Но наш драмтеатр нравился мне все меньше, а репертуар оперы и балета оставался одним и тем же долгие годы. Да и цены стали кусаться… В общем, я уже давно стал редким гостем в зрительном зале.

Но вчера я не мог не пойти. На сцене Оперной студии силами ее коллектива ставили оперу «Пиковая дама». Впервые в Баку за долгие десятилетия, в течение которых я не переставал поражаться: почему до сих пор нет в репертуаре?

Что сказать? Многое, наверно…

Честно говоря, я в растерянности. С одной стороны, я столько лет ждал этого спектакля, что мне хочется выражать восторги и бурную радость. Тем более, что на самом деле есть чему радоваться. Но с другой стороны, увы, были и такие моменты, которым радоваться не приходится. Если бы это была случайность — я бы промолчал. Но это не случайность, это реальность и на будущее тоже. А я не хочу, чтобы в будущем было нечто подобное. Так что придется излагать подробно.

Но начну я все же с хорошего.

И — да, спасибо коллективу Оперной студии за искреннюю игру, за старание, за смелость, наконец! Ведь опера трудная, а после столь долгого перерыва «жажда» публики огромна.

Так вот, постановка мне понравилась. Понравилась идея сделать «видимой» увертюру, придать ей форму снов Германа. Хорошая идея! Сцена похорон Графини — вообще выше всяких похвал и по масштабу, и по задумке, и по исполнению. А ведь в классической постановке ее нет вовсе!

Кто мне понравился из певцов? Вот тут я вынужден буду смешать похвалу с критикой, отделить невозможно.

В спектакле принимали участие и студенты, и солисты самой студии, и приглашенные из Оперного театра певцы. И вот тут начинаются вопросы и замечания.

Прежде всего, дикция! Точнее, ее отсутствие! Да, оперы во всем мире поют на языке оригинала, так что был бы он не русским, а итальянским, никто бы и не пытался разобрать слова. Но разве это означает, что во рту у певца должна быть каша? Разве певцов не учат дикции?

Ладно я, который конкретно эту оперу знаю наизусть. А если будет «Евгений Онегин»? Или какая-нибудь «Снегурочка»? Да и в той же «Аиде» хочется все же слова различать, пусть и итальянские! Нельзя же так!

Но главная проблема — слышимость. Я не говорю, что оркестр играл слишком громко. Просто певцы не тянут, мощности не хватает! Но неужели дирижер (да и режиссер спектакля) этого не понимают? Разве не было репетиций? Разве никто не садился в конец зала, чтобы проверить как слышно? Никак не слышно, зачастую вообще как у Маршака: «Открывает щука рот, а не слышно, что поет». И поверьте, это сильно портит восприятие! Человек в зале должен быть расслабленным, а не пытаться вслушиваться и догадываться!

Но знаете, я не виню артистов. Наоборот, я считаю, что они героически себя вели. Кто виноват? Виновато государство, еще со времен СССР. Как было всегда? Как только где-то «по окраинам 1/6 части суши» появлялся сильный голос, его тут же забирали в Москву, потому что в те времена все лучшее должно было быть в столице. И мало у кого хватало патриотизма остаться на родине. А что сейчас? То же самое.

Учитывая скудность репертуара, отсутствие перспективы и мизерные зарплаты, все кто могут, отсюда убегают. А мы потом хвастаемся, какие голосистые азербайджанцы поют в Большом театре или в Ла-Скала. Не хвастаться надо, а плакать! Почему они поют там, а не тут? Почему их народ не может их услышать?

Я не знаю, каков механизм финансирования искусства на Западе. И понимаю, что если отдать все на откуп коммерсантам, то цена на оперу в Баку будет не ниже чем в Лондоне. Когда приезжают гастролеры, примерно так и происходит, кстати. Но никто не думает о разнице в зарплатах между Баку и Лондоном. Так может, стоит нефтяные деньги тратить и на зарплаты великим певцам, чтобы они в Лондон или Париж не убегали? Пусть к нам приезжают любители оперы из всяких «Парижей»! Кстати, тоже элемент привлечения туристов. И платят как там, их спонсировать не надо.

Теперь о подборе исполнителей. На мой взгляд, Прилепа пела гораздо лучше Лизы. Да и внешне больше подошла бы… Да, наверно, их нельзя поменять местами из-за диапазона голоса. А жаль. Но вообще — все артисты хорошо играли! Именно играли, а не просто стояли столбами.

Понравилась Графиня, хотя кто мешал сделать ей седой парик? А то ведь многие подумали в первом действии, что она — это Лиза… Да и вообще, почему не одели парики мужчинам? Ведь не дорого это, но не было в те годы в России безволосой молодежи…

В общем, внешний вид и декорации были по минимуму. Опять же, я никого не виню из коллектива, я понимаю факт мизерного финансирования. Тем более, что это даже не Оперный театр, а студия! Я просто отмечаю то, что бросилось в глаза.

Кстати, цены на билеты нельзя назвать особо бюджетными. Пойти всей семьей на места в начальных рядах — это остаться без зарплаты. Повторяю, я на эту оперу не пойти не мог — она моя любимая! Но если будут другие оперные постановки, даже столь же хорошие, я уже воздержусь. И думаю, не только я…

Когда-то даже в европейских театрах была традиция «галерку» продавать очень дешево, чтобы и студенты могли приобщиться в высокому искусству. Видно и слышно там было отовсюду, просто богатые аристократы сидели в партере или в ложах за действительно большие деньги. Но пойти могли все!

У нас даже в Оперном театре далеко не отовсюду хорошо видно, а уж про слышно (с учетом голосов) и вовсе плохо. Но при этом «галерка» по цене не сильно уступает партеру. Неправильно это.

В общем, не получается без критики! У нас в Азербайджане принято хвалить. Всех и всегда, даже когда всем очевидно, что хвалить не за что. Оттого у нас и прогресса так мало, между прочим, что мы боимся прочитать правду про себя. Так вот, я за правду! И за прогресс!

Но закончу все же еще раз словами благодарности. Я никогда не был на спектаклях Оперной студии. И я двумя руками приветствую эту постановку «Пиковой», я желаю коллективу еще много прекрасных постановок, желаю смелости, вдохновения, удачи, наконец! И финансирования, чтобы и на парики хватало!

И еще я очень хочу, чтобы талантливые певцы, коими издавна богата наша земля, все же не уезжали за длинным евро, а оставались в наших театрах! А тем, кто поет тут сейчас, еще раз огромное спасибо! Даже тем, кого я почти не слышал…

2 Ссылок на “Карты на сцене

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *