Кого стоит лечить?

Как известно, в Азербайджане с будущего года наконец-то начинают внедрять обязательное медицинское страхование. Правда, пока никто так и не понял, что же будет входить в этот пакет и кто (какие клиники) будет заниматься лечением по полисам ОМС.

Но я сильно подозреваю, что самые тяжелые и затратные болезни все равно лягут в карманы пациентов. Почему я так думаю? И вообще — а всегда ли нужно лечить больных? На эти вопросы я отвечу ниже.

По первому вопросу все просто: в госбольницах и сейчас все официально бесплатно, но даже в онкоцентре, судя по жалобам людей, приходится «давать на лапу». Не знаю, не сталкивался (слава Всевышнему!), но что касается обычных больниц, то еще несколько лет назад, увы, подмазывать персонал действительно приходилось. И даже винить самих работников сложно: такие смехотворные зарплаты при такой адовой работе — это неправильно…

Что же касается частных клиник, то там — только плати! Но будет ли помощь компетентной и качественной — большой вопрос. Не говоря о том, что если идешь по страховке, то не врачи, а страховая компания решает, какие процедуры и анализы нужны пациенту. Нормально?

Так что с первым вопросом — это предмет веры. Пока не верится, что люди реально ощутят эффект и медицина станет доступнее. Но практика покажет, хочется надеяться на лучшее…

А вот со вторым вопросом все не так просто. Звучит он дико: ведь по канонам медицины врач обязан бороться за жизнь пациента любой ценой и любыми способами. И тут ключевым моментом опять становится фраза «любой ценой». В прямом смысле.

Я уже вскользь затрагивал этот вопрос, когда писал о целесообразности жертв, но там в целом шел разговор о другом. А сейчас я хочу коснуться именно медицины, тех случаев, когда и врачи, и родственники, и зачастую сами пациенты прекрасно понимают бесполезность дальнейших усилий. Так вот — надо ли продолжать муки и траты?

На самом деле, в основе всего тут лежит одно — страх смерти! Да, инстинкт самосохранения заложен в любой живой организм, иначе жизнь на планете давно бы остановилась. Но если низшие организмы действуют на уровне инстинктов и стараются выживать любыми доступными методами, то уже в случае высших животных случаются и отступления, когда собака, например, спасает хозяина ценой своей жизни, заведомо осознавая риск (бросается в огонь или воду, например). Да, некоторые считают, что собака воспринимает хозяина то ли как вожака, то ли как детеныша, и, дескать, все происходит «в рамках инстинкта, ибо думать животные не умеют». Оставим на совести подобных материалистов их стереотипы (подробнее вопрос разума в природе рассмотрен мной в отдельной статье) и поговорим о людях.

Да, у нас тоже есть инстинкты, в том числе и этот. Но мы — люди — считаем себя разумными существами и не любим, когда наше поведение считают столь примитивным. Так почему же тогда мы так цепляемся за жизнь, что готовы терпеть любые медицинские муки ради лишнего дня среди трубок и катетеров, что требуем (пусть и неявно) у своих близких отдавать последнее в оплату этих мучений?

Врачей понять можно. Если не будет у них обязанности «бороться до последнего», то кто-то бороться и вовсе не будет: зачем возиться? Пусть помирает. Тем более, что в наше время крайне мало медиков, пришедших в профессию по призванию спасать людей. Увы, но для большинства сейчас медицина — такая же работа, как у клерка в банке или слесаря на заводе (а то и такой же бизнес, как продажа памперсов). Так что — да, врачи обязаны, и это правильно. Но дальше…

А дальше начинается проблема мировоззрения. Для чего люди вообще живут? Кто задумывался? Если «жизнь дается раз и прожить ее надо так», то понятно. Успеть взять от жизни все (как говорится в рекламе) и тут каждый день дорог. Но это если здоров. А если диагноз безнадежен? А если твое пребывание в больнице обрекает твоих родных на нищету?

Да, пока есть шанс, пока есть конкретные методы — надо пробовать. Но и тут есть определенные границы. Надо четко и правильно соразмерять цену этому шансу, его величину, последствия для себя и близких, ну и т.д. И не надо говорить, что «человеческая жизнь бесценна». Посмотрите на поведение любого государства и увидите, что в реальности жизнь человека не стоит и гроша.

Да, я противник эвтаназии как таковой. Потому что фактически это убийство, а вопросы жизни и смерти должны решать не люди. Но у каждого человека должно быть не только юридическое, но и моральное право отказаться от реально бесполезных (а зачастую и мучительных) и дорогостоящих услуг медиков по поддержанию жизни в обреченном теле. Точнее, это даже не право, а долг! Потому что когда обреченный больной цепляется за жизнь ценой будущей нищеты своих родных (а то и бомжевания, ведь и квартиру люди продают!) — это чистой воды эгоизм, отнюдь не красящий такого пациента.

Но решить вопрос просто. Надо понять, что наша жизнь — всего лишь эпизод в цепочке подобных жизней. Не надо стремиться к смерти, но и не надо ее бояться. И, как я заметил выше, не люди решают, когда кому уходить. Осознавайте эту золотую середину! Живите и выживайте, но умейте понять, когда путь закончен и вопрос перешел из компетенции людей в компетенцию Бога. Не требуйте жертв ради призрачной радости жизни! Не будет радостной такая жизнь, даже если она будет.

Я понимаю, что все это весьма спорно и необычно. Тут нет законов, тут только совесть каждого. Собственно, статья эта написана под впечатлением отказа врачей от борьбы за свою жизнь. Не знаю, действительно ли врачи не хотят бесполезной и мучительной борьбы для себя. Возможно. Но пока пациенты и их родственники не осознают, что поступают неверно, врачи будут вынуждены продлевать страдания. Не бесплатно.

А нужно ли это вам? Не лучше ли провести последние дни в свое удовольствие в окружении любящих людей, чем терпеть муки от бесполезных процедур и лекарств, отнимая светлое будущее у своих потомков? Подумайте! Никто ведь не застрахован…

4 Ссылок на “Кого стоит лечить?

  1. Эрих, вы когда-нибудь имели дома долго болеющего человека?

    О каком удовольствии можно говорить: Не лучше ли провести последние дни в свое удовольствие в окружении любящих людей, чем терпеть муки от бесполезных процедур и лекарств, отнимая светлое будущее у своих потомков?

    И что делать дальше с этим больным? Вы сталкивались с тем, когда большой сам понимает, что дальше жить ему нельзя? Не дай вам Бог.

    1. Да, я сталкивался со многим.
      Разумеется, мой пост должен был вызвать неоднозначную реакцию, но я все же рассчитывал не на эмоции, а на конкретное обсуждение. Проблема в том, что люди привязаны к жизни и панически боятся смерти. Это первое. А второе (о чем я также неоднократно писал) это то, что когда люди плачут по умершим, на 90% они плачут не о тех, кто ушел, а о себе: умершим все уже безразлично, их незачем жалеть. А вот жалеюь люди как раз себя по принципу: «На кого ты меня бросил, как я теперь без тебя?» и т.д. И подоплека тут многогранная: от чисто бытовой до эмоциональной. Но в любом случае суть — эгоизм и переживание о себе. Я давно это понял, еще почти в детстве…

      Так вот, если перестать быть эгоистами и перестать бояться смерти, то многое будет восприниматься иначе.

  2. Боятся не смерти. Боятся мучений ей предшествующих. Во всяком случае, полагаю что например число суицидов многократно бы увеличилось, если бы они совершались как щелчок выключателя: нажал точку на теле, и «off».
    Вообще конечно интересный вопрос. Право на жизнь человек имеет, а почему ему отказывают в праве на не жизнь? По какому праву?

    1. Мучения — это само собой. Но боятся именно смерти, потому что «вот все кончится — и как же так?». Если бы осознавали, что ничего не кончится, вели бы себя и при жизни иначе, и к смерти бы было иное отношение…
      Человек не имеет права на жизнь, жизнь дается Свыше. И отнимается так же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *