Лекция о суфизме

Вчера в Дискуссионном клубе «Интеллект» прошла лекция Фатимы Дурсуновой «Суфизм и суфийская литература». Зал был переполнен, первый раз вижу такое количество слушателей и участников.

О самой лекции можно сказать только, что она была очень интересной и познавательной. А вот о суфизме вообще и суфийской литературе в частности, стоит поговорить подробнее…


Когда в начале 90-х на полки магазинов хлынул поток разной литературы, отсутствовавшей в СССР (в т.ч. и мистической, религиозной, эзотерической и т.д.), я успел много чего прочитать, частично что-то покупая, частично обмениваясь с единомышленниками. В том числе было несколько книг о суфизме.

В те времена я еще не имел своего духовного пути, хотя искал его. Суфизм понравился мне сразу и своими ценностями, и в целом своей философией. Конечно, я имел о нем далеко не полное представление, тем более, не знал о множестве суфийских течений, их отличиях и т.д.

Формально суфизм считается вроде бы частью ислама, хотя еще тогда у меня возникли сомнения в такой его трактовке. Как я понял тогда и в какой-то мере убедился в том на вчерашней лекции, суфизм — это нечто гораздо большее, чем ислам. Хотя касается это не только ислама.

Ну, например. Что такое вообще обычная религия? Это догматичный набор представлений и правил, которые должен выполнять каждый приверженец данной религии. Там нельзя ни думать, ни сомневаться, ни отступать от канона. И все последователи данной религии должны просто следовать совершенно одинаковым инструкциям. Но все люди разные!

Неудивительно, что возникло множество ветвей христианства, ислама, да и в иудаизме не все так уж однородно, просто его последователей намного меньше и поэтому меньше «разночтений». Но главное то, что религия не пускает человека вглубь! Обратите внимание, что в том же христианстве любое «колдовство», любая «мистика», «эзотерика» и т.д. считаются проявлениями сатанизма и категорически запрещены. А ведь «за религией» неизбежно стоит мистический опыт! Но нет, нельзя.

Я не знаю, есть ли в христианстве конкретное «мистическое» направление. В иудаизме таковым считается каббализм, в исламе — суфизм. Разумеется, я никак не являюсь знатоком этих сфер, хотя и по каббале книги в свое время читал. Кстати, интересно было!

Так вот, фактически получается, что религии просто говорят «делай это», а каббала и суфизм говорят «зачем делать» и «что за всем этим скрывается». Ну, я это так понимаю, во всяком случае… А главное, что суфийской подход максимально индивидуален: каждый ученик может выбрать того учителя, который ему ближе, понятнее, удобнее и т.д.

Понятно, что называться «учителем» (по факту — духовным наставником) может только человек, достигший высшего уровня развития («просветления» в обычном понимании). Таких людей не много в любой традиции (не только в суфизме), так что если вы хотите стать учеником на духовном пути — одного желания мало. Но говорят, что «когда ученик готов — мастер приходит». Так что…

Если же вернуться к литературе, то да — я знал, что в Азербайджане есть давняя традиция суфизма, что великие поэты прошлого — Низами, Насими, Физули — были суфиями. Но на вчерашней лекции нам объяснили, как именно понимать суфийскую по сути, но художественную по форме литературу.

Увы, но я с творчеством великих азербайджанских поэтов почти не знаком. В советской школе по общей литературе их не проходили вообще, а на уроках азербайджанского языка (который формально включал и литературу) творился всегда такой бардак, педагоги были такими бездарными, а учебники столь откровенно тупыми, что ни о каком знании языка и литературы по окончанию школы речь идти не могла.

Потом (много позже), конечно, дома появился трехтомник Низами, который я даже выборочно читал. Естественно, в русском переводе. Но читал газели (двустишия), а вот до больших произведений руки тогда так и не дошли, потом и подавно было уже не до чтения… А Насими и Физули не читал вообще.

Сейчас, после лекции, я понимаю, что в свое время упустил огромный пласт очень интересной и глубокой литературы. Печально! Попробовал поискать книги данных авторов в электронном виде. Но…

С Низами проблем не возникло: нашел и скачал сборник из 5 поэм. А вот с Физули — никак. Есть только Лейли и Меджнун, ничего другого мне найти не удалось. Что, честно говоря, очень странно… С Насими все еще хуже: электронных книг нет вообще.

Возможно, что в наших магазинах можно найти бумажные варианты в русском переводе, я не смотрел. Возможно даже, что они доступны по цене (хотя вряд ли). Но проблема в том, что читать бумажные книги мне сейчас стало совсем трудно, и даже очки не сильно помогают (хотя надо их менять, вообще говоря), а шифт в книгах для взрослых редко бывает крупным…

Но вообще, конечно, поискать надо: Низами есть, надо и Насими с Физули поставить на полку. Не смейтесь: мы все уже давно читаем только электронные книги, но некоторых авторов лично я стараюсь иметь в бумажном виде просто из уважения к их творчеству! А если речь о книге с духовным содержанием, то тем более: в физической форме она намного сильнее (кто понимает — тот понимает…).

В общем, лекция действительно была интересной и полезной, тем более, что тема мне не чужая. Хотя у меня свой духовный путь и даже свое вероисповедание, но суфизм остается для меня близким и понятным учением…

Спасибо организаторам лекции и лектору за возможность узнать что-то новое в столь сложной и важной области!

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *