Сейчас, когда цена на нефть падает, и многие государства испытывают трудности с бюджетом, снова становится актуальным вопрос и достатке. Что значат слова «я беден», «я богат», «мне хватает»? Какие критерии?
Мы все стараемся улучшить нашу жизнь, связывая достижение улучшения с увеличением комфорта, а увеличение комфорта — с ростом материального благополучия. Но насколько это корректно с научной точки зрения?
Помните, был такой «бразильский сериал» — «Богатые тоже плачут»? Видимо, это было для того, чтобы бедные не завидовали богатым и не пытались экспроприировать их собственность… Тем не менее, давайте все же проанализируем, на что мы тратим силы и здоровье и что получаем взамен?
Есть одна хорошая притча: «Не в деньгах счастье». Некоторые возразят, что «счастье не в деньгах, а в их количестве». Но сколько же их нужно для счастья? Миллион? Миллиард? Или пары тысяч хватит? Вопрос упирается в потребности. Если без собственного самолета счастье недостижимо, то это одно. А если «наша крыша — небо голубое, наше счастье жить такой судьбою» — тогда дело другое…
Принцесса, как известно, сбежала из дворца и предпочла свободную жизнь с бедным трубадуром альтернативе в виде золотых унитазов дворца своего отца…
Принято противопоставлять понятия «богатство» и «бедность». Но почему-то никто не думает о том, что эти понятия — всего лишь условность. Если человек чувствует себя богатым с сотней рублей в кармане — он богат. А если и с миллионом на счету не ощущает богатства — он все равно беден. Разве не так?
Ощущение богатства приносит радость и спокойствие, но от чего оно зависит? Спросите себя, сколько вам надо «для счастья»? Сможете ответить однозначно? Сомневаюсь. Потому что на самом деле деньги — всего лишь инструмент. Мало того. Никто не знает, что кого ждет и что кому когда понадобится. Поэтому, наверно, люди и копят бесконечно, потому что «а вдруг не хватит?». И на это уходит жизнь…
Впрочем, это относится не только к деньгам. Слава, власть — для многих именно эти понятия — синоним счастья. Но обретая славу и власть, они теряют свободу. Ту самую, которая есть у бедного трубадура. Кстати, при больших деньгах тоже не до свободы — приходится даже в сортир с охранниками ходить…
Проблема в том, что ни на богатство, ни на славу, ни на власть нет никаких объективных ограничений. Так же, как нет ограничений на удовольствия. Вы любите шоколад? Я люблю. И хочется еще кусочек, и еще, и еще…
Знаете, ученые эксперимент провели (это я еще много лет назад читал). Вживили крысам в мозг электроды, в т.н. «центр удовольствия». И педальку поставили в клетку. Нажмешь ее лапкой — получишь кайф. И что? Крысы нажимали педаль до тех пор, пока не умирали. Ведь они не ели и не пили, желание кайфа перевешивало.
Можно ли сказать, что они прожили жизнь счастливо? Не знаю, но мне так жить не хотелось бы…
Самая главная беда человечества — это ненасытность, алчность. Я давно веду довольно интересную переписку с одним человеком, в том числе по этому вопросу. Мнения наши, правда, несколько расходятся. Но факт остается — большинство людей (посмотрите на себя!) постоянно недовольны тем, что у них есть и считают, что им нужно больше. И это «больше» относится к чему? К этим трем «китам»: деньгам, славе и власти. Для кого что важнее (а лучше «всего побольше!»).
Самое удивительное, что «ненасытность» бывает даже в такой области, как тяга к знаниям, да и религиозный фанатизм — проявление той же природы. Чувство меры нужно везде…
Вот у одной знакомый сын собирается в институт поступать. Ходит к 8(!) репетиторам. Еще, еще… «А вдруг не хватит?»… А жизнь проходит…
Остановитесь! Не надо тратить жизнь на стремление! Ничего нет плохого в достатке, в известности и даже во власти. И тем более, в хорошем образовании. Но нельзя делать культ из всего этого! Стремитесь к росту, но без фанатизма и дрожи в коленях!
И помните, что «реальность» не вокруг вас, а внутри вас. Ваше восприятие куда реальнее, чем мнение окружающих, мода, «тренды», «менталитеты»… Планируйте свое будущее и стройте его. Но живите сейчас!
Вам никогда не хотелось быть тем трубадуром? Дарить радость людям и быть совершенно свободными при этом?
Да конечно, хотелось бы быть свободным, и при этом дарить радость людям. Но порой чувствуешь себя виноватым несколько перед принцессой за вынужденность жить в трубадурском быту. Конечно, всё относительно, но — кожа рук грубеет у трубадурских женщин скорее, чем у королев… . И это не есть правильно.
Кстати, ведь уже было, нас воспитывали, лет всего 25 назад, в трубадурских мотивах. И довольно успешно, в процентном отношении. Однако остаточный процент (а может и не такой уж остаточный) портил, и вконец испортил всё целиком.
Пусть даже мы, самые трубадуристые, озадачимся сейчас тем, что надо обращать в свою веру всех людей, детей прежде всего. А какую безотказную методологию мы теперь, имея ещё и знание промахов прошлого, можем предложить? Можем ли вообще? Имеем ли понятие?
Так надо просто говорить о том, что бывает иначе. И чем это «иначе» лучше. Какие уж тут методики… Главное, не молчать!