О религиях и традициях

Сегодня Пасха. Формально церковь (не только христианская, а вообще любая) отделена от государства на всем постсоветском пространстве. Да и во многих других странах не существует такого понятия как «государственная религия». Человек имеет право верить или не верить, выполнять какие-то обряды или не выполнять их. Это его личное дело.

Поскольку верований в мире множество, государство не должно по идее поддерживать одну веру в ущерб остальным. Но и мешать людям тоже не должно. Если, конечно, их ритуалы не идут вразрез с общечеловеческими ценностями.

Но на практике, к сожалению, все происходит совсем иначе…

Долгие советские годы были годами одной «религии» — атеизма. И когда не стало СССР, люди вспомнили о своих «исторических ценностях» и буквально поголовно сделались очень религиозными. Тем более, что каждому нужна какая-то идеология и религия тут очень кстати. Соответственно, на всем пространстве бывшего СССР стали расти церкви, мечети и прочие религиозные сооружения (впрочем, про новые буддистские храмы я не слышал, да и синагоги вот разве что в Азербайджане построены, про другие республики не скажу).

Начался и передел собственности. Я неоднократно писал о том, что думаю по церковным вопросам современности, повторять ее буду. Да и не об этом я хотел поговорить.

Идея пришла после чтения такого вот рассуждения. Кстати, весьма любопытного и правильного, на мой взгляд.

Разумеется, в статье идет речь о Грузии, но я не могу так фактологически рассуждать об Азербайджане, у меня недостаточно конкретных знаний. Тем не менее, вопрос этот актуален и для нас. Все недавно читали про скандал с закрытием хостела в Баку, не потому что он нарушал закон, а с формулировкой «хостелы не соответствуют нашему менталитету». Я не юрист и не могу давать правовую оценку тем, кто его закрыл (но хорошо бы компетентным органам в этом разобраться). Но я подумал о том, как же вообще сильно влияние этого понятия «менталитет», которое, на самом деле, не имеет не только четкого юридического трактования, но даже и культурного.

Кстати, относится это не только к Азербайджану. В России тоже много говорят об «исторических ценностях», в которые каждый говорящий вкладывает тот смысл, который ему приятнее и ближе. И попробуй возрази! А уж идея с законом «об оскорблении чувств верующих» — это вообще шедевр!

В указанной выше статье приводятся очень интересные данные о том, что именно можно считать «нашим историческим», а что таковым не является. Но это, повторяю, для Грузии. Хорошо бы, чтобы и для России, и для Азербайджана кто-то тоже провел подобный анализ. Потому что это со всех сторон сыплющееся «так у нас не принято» часто кажется достаточно спекулятивным заявлением, когда человек свои собственные комплексы пытается приписать целому народу. И ладно бы еще просто приписать, но когда на этом основании проводятся силовые акции с материальным ущербом для законопослушных граждан и ударом по имиджу страны в глазах иностранцев — это уже не просто вопрос воспитания…

Конечно, современная молодежь в этом плане более «продвинута». Это как в Корее: говорят, что поедание собак там вполне традиционное занятие и среди пожилых корейцев немало сторонников этого варварства, но тамошняя молодежь практически поголовно отвергает подобные «ценности». И это радует! У нас тоже, конечно, многие старые предрассудки уходят из обращения, но многое, увы, пока остается (в частности, в вопросах создания семьи).

Разумеется, я отнюдь не призываю перечеркивать все народные традиции и слепо перенимать «ценности» других народов (в т.ч. и т.н. «европейские ценности»). В каждом народе есть свои «закидоны» и перенимать их вовсе не стоит. А у нас, в частности, есть много такого, что наоборот, нужно сохранять и распространять по миру.

Нужно просто подходить ко всему разумно. И правильно сочетать исторические традиции с потребностями сегодняшнего дня. Потому что излишняя приверженность прошлому чревата остановкой развития и безудержным отставанием, со всеми вытекающими (опять же, невозможно развивать туризм (как требует Президент), но при этом закрывать хостелы). Но и отказываться от всех традиций и принципов народа тоже не стоит. Раньше вот у нас было неслыханным безобразием материться при женщинах и детях, а сейчас и женщины, и дети сами матерятся направо и налево. И такое «новшество» в культуре никак нельзя приветствовать!

А что касается религии — тут тоже не стоит связывать ее с понятием «наше». Не надо забывать, что в Азербайджане религию насаждали силой и кровью, она не была «исторически здешней». И в той же России, по одной из версий, мат как раз и стал ответом на насильственную христианизацию. А уж про Латинскую Америку, где сейчас большой процент правоверных христиан, и говорить нечего: зверства конкистадоров мало с чем сравнятся…

Сложный это вопрос, не спорю. Но нельзя об этом молчать, потому что молчание грозит двумя крайностями: либо потерять себя, либо потерять будущее. Я думаю, что никто не хочет ни того, ни другого. А раз так — не надо бояться говорить об этом и вносить необходимые изменения в свои представления о жизни.

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

2 Ссылок на “О религиях и традициях

  1. По моим наблюдениям, у российского народа поддержка и приветствие религиозности основано на прагматическом подходе полезности. Имеющем сознательную логическую формулу: необходимо заполнить нишу моральных установок чем-то подходящим. Религия людьми из народа признана «подходящей», потому и полезной. Потому ей присвоен в «сознании» знак +. Идеализм при этом в наших людях в общем не присутствует, а присутствует глубинной опорой чувство — страха от внушенной привязчивой абстракции. Примерно в том же механизме, как человек — понимает, что чёрная кошка, пробежавшая через дорогу — полная чушь, но ему сказали — и в глубине шевельнулся червячок волнения. Независимо от его воли.
    Подавляющее большинство «православных» неатеистов отлично понимают, и не скрывают, что понимают спекулятивную функцию церкви. Мирятся с ней видимо в связи с преобладанием оценки полезности «морали». Хотя на самом деле они и в этом не правы.

    1. Религиозность населения действительно слабая. Но чем дальше от СССР и чем активнее РПЦ (которая, якобы, отделена от государства!), тем больше растет религиозность. Причем не в плане усиления духовности, а в плане нетерпимости к иным идеям и мнениям, в плане фундаментализма (а он бывает вовсе не только исламским) и фанатизма. И эта тенденция достаточно опасна для такой страны как Россия…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *