Этот пост в некоторой мере внеплановый. Просто в фейсбуке возникла небольшая дискуссия на тему нужности творческих союзов, их качестве, престижности и т.д. Однако, на мой взгляд, проблема эта гораздо глубже и важнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому я решил рассмотреть вопрос подробнее и даже высказать некоторые свои предложения по модификации того, что существует.
В дискуссии речь шла о Союзе писателей, но все изложенное ниже применимо и к другим творческим союзам: художников, композиторов и т.д.
Немного истории для лучшего понимания. Во времена СССР эти союзы имели действительно очень важное значение.
Во-первых, в то время каждый человек должен был официально работать на государство (а иной работы не было), в противном случае его сажали по статье «за тунеядство». Однако, поэту или писателю сложно совмещать рутинный труд на заводе или в конторе с полетом фантазии и необходимостью писать свои произведения (компьютеров не было), многократно их переписывая. Членство же в Союзе давало освобождение от действия статьи и возможность работать свободно: считалось, что человек работает, создавая свои признанные государством произведения на благо общества.
Во-вторых, членство в союзах давало доступ к печати книг, организации выставок картин и т.д., что «простому смертному» было недоступно.
В-третьих, члены союзов могли получать некоторые дефицитные товары, отдыхать в ведомственных санаториях и т.д., а то и дачу в Переделкино получить.
Сейчас все эти функции потерялись. Нет статьи за тунеядство, издавать можно что угодно «за свой счет» (а в интернете — и вовсе бесплатно), никаких дач никто уже не дает, а дефицита давно нет. И престиж подобных союзов упал. Да, они существуют, но многие считают их «пережитком прошлого», тем более, что в смутные времена членство получали далеко не всегда самые достойные. Что делать?
Я считаю, что подобные союзы нужны и сейчас, только в несколько модифицированной форме.
Прежде всего, кого принимать в такой союз? Какие критерии? Кого можно считать «писателем», «художником» и т.д.?
Сейчас пишут и рисуют (тем более, фотографируют) все, кому не лень. Если есть деньги, можно и книги свои издавать, и выставки организовывать — все доступно! Если много денег, то можно сделать широкую рекламу, фуршет, клипы, банеры и т.д. — известность придет! Любовь и уважение? Ну, это уже от таланта зависит. Хотя многим хватает не самого успеха, а его иллюзии…
Но что делать, если денег на раскрутку нет? И тогда в наше капиталистическое время даже очень яркий талант может угаснуть в безвестности. Примеров много (и отнюдь не только в бывшем СССР), когда издатели не верили в успех и автор много лет обивал пороги. Иногда авторам все же везло в конце концов, и мы их знаем, но скольким не повезло, скольких не поняли и скольким не поверили?
Так вот — кто же является «писателем»? Тот, кто живет на гонорары от своих книг? Но таких очень мало. Я знаю людей, которых можно назвать Писателями (с большой буквы!), но которые вынуждены зарабатывать на жизнь совсем иными способами и смотрят на свое творчество как на хобби. Но это, повторяю, как раз истинные Писатели! И по качеству своих произведений, и по их нужности народу (количество произведений тоже, кстати, важно). Вот только пробиваться «наверх» так сложно и так неприятно зачастую… Вот они и не пробиваются. В итоге не имеют всемирной славы, возможно, вполне заслуженной.
Но они написали множество вещей — рассказов, романов и повестей. И уже хотя бы в этом плане являются состоявшимися писателями. Если же человек написал один рассказ, пусть и выдающийся, он все же не писатель, мне кажется…
То есть один критерий — банальное количество. С этой точки зрения я, например, никак не могу считать себя писателем (у меня пока всего 6 рассказов и скоро роман выйдет). Творчество должно быть постоянным, «устойчивым». Кстати, по этому критерию я вполне тяну на членство в Союзе журналистов, потому что статьи в свой блог (и на другие свои сайты) пишу много лет, этих статей многие десятки, а постов в блоге — сотни.
Да, мой блог мало «раскручен», опять же по указанным выше причинам. То есть известность маленькая. Но я пишу на такие темы и так, что массам народа это может быть и не понятно, и не интересно (никаких скандалов, в основном аналитика). А вот если бы мои статьи и посты читали, например, представители власти, было бы гораздо полезнее…
Следующий критерий — признание. Чье? Можно ли считать признанием, например, публикацию моих рассказов в «Литературном Азербайджане» с предисловием самого крупного писателя-фантаста Азербайджана? Отчасти, конечно, да (за что я очень благодарен и редакции журнала, и автору предисловия). Но на статус «писателя» данный факт, мне кажется, все же не тянет…
Так как же решить все противоречия и как поднять престиж организации?
Мне кажется, во-первых, надо сформулировать четкие требования к членам Союза. И если человек перестал удовлетворять этим требованиям — из Союза он автоматически исключается. В частности, если писатель последние 5 лет ничего не написал — это повод задуматься, что он делает в Союзе…
Во-вторых, Союз должен реально помогать начинающим авторам в вопросах публикации. По каким критериям? Начинающий автор представляет свое произведение, минимум 5 случайных членов Союза его прочитывают. Если большинство считает, что автор достоин поддержки, то его произведение выпускается на бумаге и Союз организует минимальную рекламную компанию. Если книга имеет хоть минимальный успех, автор получает поддержку следующей своей публикации.
Когда успех станет очевидным, автора принимают в Союз и он сам теперь имеет право давать дорогу начинающим. Правда, тут есть вопрос конкуренции, не все писатели готовы открывать путь другим, да и просто признавать чей-то талант, кроме своего. Но поэтому я и говорю о минимум 5 «судьях».
Разумеется, ничто не мешает автору «раскручиваться» самостоятельно, и в случае его явной успешности он тоже принимается в Союз.
Финансируется Союз, прежде всего, отчислениями из гонораров писателей. Могут быть и меценаты, конечно, может быть и поддержка государства. Но без создания какой-либо зависимости от этих спонсоров!
Что дает Союз самим писателям? Многое. Это и юридическая помощь (в том числе, по вопросу защиты авторских прав), и, как и раньше, возможность по льготным ценам отдыхать в определенных «партнерских» курортах, санаториях и т.д. Если у Союза есть свое издательство (а это должно быть!), то и публикация там для членов Союза проста и доступна. Презентации и реклама — тоже руками Союза. Ну и т.д.
Разумеется, весь устав и регламент работы должен быть тщательно продуман и подробно описан, в том числе и все критерии (чтобы не было обид или злоупотреблений). И если творческие союзы станут не простой формальностью, а реальным инструментом помощи и реальной силой, то и престиж их вернется. А то, что в отличие от советских времен у людей будет альтернатива самостоятельного «выхода в мир», не позволит подобным союзам превратиться в цензурно-бюрократических монстров.
Но даже и сейчас (возвращаясь к упомянутой дискуссии) я считаю, что членство в Союзе — это вполне предмет для гордости. А ругают и «выражают презрение» обычно те, кого просто туда не приняли ввиду отсутствия заслуг…