Смотрел на днях по украинскому ТВ передачу о том, как Россия все ворует, причем в основном у украинцев. Да, есть у нас на кабельном ТВ украинский канал, так что я смотрю не только российскую пропаганду, но и украинскую. 🙂
Кстати, канал на русском, в «русофобской» Украине. А вот интересно, в России есть федеральные каналы на языках, отличных от русского? Но это так, просто вопрос. Пост не о языках.
Если послушать их передачу, то в России украдено все: гимн России (СССР) — это музыка украинца (не помню какого). Песня «Священная война» тоже украдена у украинца. Фильмы Россия воровала не только у Украины, но и у Запада (и «Кавказская пленница», и «Ирония судьбы», и куча всего еще). Так же воровала автомобили, самолеты, ну и вообще все что возможно.
Должен сказать, что УкрТВ не оригинально в этом смысле. Интернет полон подборок подобных фактов и доказательств. Тут главное другое: вывод. А вывод таков, что никакая Россия не «великая страна» и русский народ вовсе не «великий».
Да, надо признать, что в советские времена пропаганда выпячивала достижения советских ученых и конструкторов, но ничего (почти) не говорила про аналогичные достижения на Западе. Что касается, например, автомобилей, то все знали, что прототипом «Жигулей» был «Фиат», но кто был прототипом «Волги», «Чайки» и т.д. не знал почти никто.
Да, воровать плохо. И воровать идеи, и конструкции, и музыку. Однако воровство это было вовсе не от тупости ученых и конструкторов, коими советский (не скажу русский!) народ всегда славился. Проблема была в тупости чиновников, которые вместо поддержки собственных разработок требовали «догонять Америку», т.е. переделывать зарубежные образцы.
Опять же, тупость российских чиновников продолжается и после развала СССР, по тому же сценарию! Но помимо этого появилась еще одна тенденция: все советские достижения приписывать именно РСФСР, т.е. «русским» (хотя в России русские едва ли составляют большинство населения). Собственно говоря, если бы не это, у той передачи было бы заметно меньше аргументов в пропаганде…
Я не специалист в музыке. Да, фрагменты были похожи, хотя далеко не тождественны. Но нот, извините, всего 7, и в мире постоянно идут споры и судебные тяжбы о плагиате. Кстати, и пресловутые «антиплагиатные системы» в интернете зачастую считают ворованными вполне авторские произведения, просто потому, что стандартные обороты речи есть и там, и там. Ну так и в музыке есть «готовые блоки», которыми все пользуются. Но повторю: тут я не компетентен.
Но есть интересные примеры в той сфере, которую я хорошо знаю. Например, советским конструкторам конкретно поручили сделать аналог японской модели программируемого калькулятора «Casio FX700P». Подайте точно такой же! Пришлось сделать, получился «МК-85». Внешне действительно почти не отличается. Но внутри-то все свое, советское! И дело не только в том, что чипы японские никто не даст. Дело в том, что архитектура была другой! У японца процессор был 4-разрядный, у нашего — 16-ти! И это в те времена, когда 8-разрядный процессор был нормой.
Я не буду тут перечислять все тонкости и отличия, но МК-85 — это никак не ворованная копия. Это своя собственная разработка! Да, кроме дизайна. И то потому, что заставили. А мой любимый «МК-52»? Насколько я знаю, у этого чуда техники западных аналогов не было вовсе! Да, понятно, что западные ПМК 70-х и, тем более, 80-х намного превосходили возможности подобной советской техники. Отставание было, чего тут скрывать? Но что было сделано — было свое, а не сворованное.
Однако возникает вопрос: а что, только Россия воровала и ворует? Понятие «промышленный шпионаж», простите, придумала не Россия и даже не СССР. Я не говорю о том, как японцы тщательно читали журнал «Наука и Жизнь» в 60-х — 80-х годах и беззастенчиво таскали оттуда идеи. В рубрике «Домашнему мастеру» открыто печатались множество полезнейших устройств, которые никому не приходило в голову патентовать. А японцам приходило! Потом они объявляли это своей собственностью, еще и Советскому Союзу претензии предъявляли о нарушении их патентов. Юридически все чисто! Но это только один пример…
А что делал Китай все последние десятилетия? Но я думаю, что УкрТВ не станет сомневаться в величии китайского народа, нет? Сколько и у кого воровали в США и Европе вообще никто не считал. А жаль. Но это «не в тренде», не так ли? Впрочем, не это главное.
Главное в другом: можно ли вообще говорить о том, что какой-то народ «великий»? Ведь любое подобное заявление очень близко граничит с нацизмом. Но если поговорить с простыми людьми, то великими себя будут считать и русские, и французы, и украинцы, и немцы, и азербайджанцы… Про армян вообще молчу: эти «великее всех великих». Да и японцы с китайцами… Есть ли народ, который считает себя «обычным», «простым»?
Вообще говоря, я не понимаю, зачем народы меряются письками величием. Что это дает? С практической точки зрения — ничего. Да и что такое «народ» в данном контексте? Среди известных российских ученых не так уж много русских. А среди украинских (и не только ученых) русских как раз немало. То же самое и в других странах. А уж в империях — тем более непонятно, кого кем считать? По этносу? По языку? По гражданству?
Вот Низами. Мы считаем его азербайджанским поэтом, а Иран считает персидским, хотя жил он в азербайджанской Гяндже, но писал на фарси. А этнически пойди пойми кто он был! В те времена никто такой статистики не вел, документации тоже. И чей он? А гордиться хочет каждый! «Вот мы какие крутые, из наших рядов Низами вышел!».
И что? Любой человек — это человек, не более того. И если громко кричать о величии того или иного народа в зависимости от числа ученых или поэтов, то придется считаться и числом дебилов, убийц, грабителей… А как иначе? Но я что-то сомневаюсь, что кто-то будет это делать. Наоборот, все говорят: «У преступника нет нации!». И я с этим согласен! Но почему не сказать и дальше? «У гения нет нации!». И не только гения, но и просто выдающегося таланта. Что? Так не хотите? А почему? Это же справедливо!
Гоголь — украинский писатель, или русский? А Эренбург? Русский или еврейский? Шнитке писал какую музыку? Немецкую? Вот вышла моя книга в серии «азербайджанская литература», и в аннотации я представлен как «азербайджанский писатель». Ну да, а какой еще? Да, пишу на русском. Но разве я «русский писатель»? Нет. Да, «этнический еврей», но считать меня «еврейским писателем» достаточно странно. Таких примеров будет гораздо больше, чем любых однозначных трактовок… Так не глупо ли вообще этим заниматься?
А вы что думаете?
Во многом согласен , но величие того или иного народа для меня лично не в том какой территорией обладает , не в том кто больше зарабатывает и даже не в том какие успехи были у предков — величие народа это то как он относится ко всему этому и самое главное в его уважение к своему реальному прошлому и настоящему. Сегодняшний наш шаг предопределяет завтрашний.
Мне вообще кажется, что само понятие «величие народа» порочно по своей сути. Величие нельзя измерить, а значит, и нельзя сравнивать. Так зачем вообще о нем говорить? Тем более, что любой народ не является чем-то единым. Он состоит из отдельных личностей, каждая из которых ведет себя по-своему. И другие за это не отвечают…