Было время, когда я довольно часто ходил в наш Театр Оперы и балета. Каждый месяц, а то и чаще. Но потом перестал. То цены на билеты были высокими (особенно на гастролеров), то репертуар поднадоел — все одно и то же…
И так вышло, что в театре я не был давно. Но вчера была премьера балета «Франческа да римини» и как-то так все захотели пойти. Ну и пошли. Надо же иногда от компьютера глаза отрывать, в свет выходить, с культурой знакомиться. Тем паче, премьера все же.
Так вот, что же мы увидели…
Балет одноактный, короткий. Но был он во втором отделении, поэтому о нем позже. А в первом отделении оказался другой одноактный балет, «Ромео и Джульетта». То же Чайковского, если кто не знает.
Увы, но это балет (лично на мой вкус) не удался. Я понимаю, что там сюжет пьесы вообще не при делах. Это некая «балетная абстракция». Но, отнюдь не будучи поклонником абстракционизма в живописи (не путать с сюрреализмом!), балетный абстракционизм я тоже принял без восторга.
Да, идея в программе описана понятная и весьма актуальная: показать, как часто вражда одних вызывает страдания и гибель других, ни в чем не виноватых. Ну и т.д. Да, все верно. Но то, что происходило на сцене, никак не сочеталось ни с названием балета, ни с предложенной идеей, ни даже с музыкой.
Не говоря о том, что сами танцоры были не в форме или просто не первого состава. Раньше, имея знакомых в театре и часто там появляясь, я знал всех артистов поименно и кто чего стоит. Но те времена прошли, появились новые имена, знакомых уж нет…
Теперь про второе отделение. Вот тут я не пожалел о том, что пришел. И что очень понравилось — именно исполнение танца. Артисты были другие и их уровень был гораздо выше. Да и постановка вполне соответствовала идее и музыке.
Кстати, мастерство танцора (как и певца в опере) определяется не только техникой исполнения определенных па или нот, но и актерскими данными, то есть талантом перевоплощения. Насколько я помню, раньше, в классической опере и балете, этому моменту внимание практически не уделялось. Исполнители подбирались по голосам или вообще «левым» параметрам, в результате чего партию 20-летней девушки вполне могла исполнять пожилая женщина весом больше центнера (что в операх не редкость).
Но в конце прошлого века от этого принципа стали отходить и подбирать артистов не только по технике исполнения, но и по внешним данным. Грим гримом, но не все ему по силам…
В общем, премьера прошла успешно. Хотя я не могу сказать, что зал был переполнен. Во втором ярусе мест свободных было много, на третьем, думаю, и вовсе. Даже партер был заполнен на на все 100…
Возможно, тут есть фактор известности. Мало кто вообще слышал про балет «Франческа да римини», а многие люди предпочитают ходить на нечто известное или модное.
К сожалению, премьеры в нашем театре не часты. Я понимаю, что в наше кризисное время поддерживать искусство и такие достаточно элитарные его виды как опера и балет — задача непростая. И, как говорится, спасибо, что театр вообще существует. Тем более, что интеллигенция редко бывает богатой и поднимать цены на билеты особо не получится.
Но хотелось бы все же расширения репертуара. Одноактные балеты — это хорошо, но где глобальные постановки? Я вот все жду «Пиковую даму», уже сколько лет! Но такие оперы требуют много участников и с определенными параметрами. Увы, но в нашем театре кадров не хватает. Обычно в таких случаях зовут гастролеров. Но это сложно, не говоря о том, что визиты гастролеров всегда сопровождаются ростом цен на билеты. Иногда весьма значительным… Что, конечно, отсекает многих потенциальных зрителей.
В общем, нужны какие-то меры, нужны компромиссы. Но искусство должно жить! В старые советские времена (в мое детство и раньше) в нашем оперном театре что только не ставилось! Тогда были и творческие силы, и финансы. И билеты были доступны всем. Так что не все было так уж плохо, как хотят сейчас некоторые представить.
Артистов с премьерой! Даст Бог, побольше таких…
Послушал. Хорошая музыка у Чайковского, без занудства и понятная.