Сто лет Революции

Сегодня седьмое ноября две тысячи семнадцатого года. Сегодня все прогрессивное человечество (как говорили раньше) отмечает столетие Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР). Или «кровавого большевистского переворота», как считают теперь многие. Ну, некоторые всегда так думали, но боялись говорить. А сейчас в некоторых республиках бывшего СССР опасно как раз говорить обратное…

Так что же — поздравлять с юбилеем, или выражать негодование, ужас и прочие негативные эмоции? Давайте все же оставим эмоции и послушаем голос разума…

О ВОСР написано множество диссертаций, статей и книг, как научных, так и «альтернативных». Про лидера революции — В.И.Ленина — тоже написаны многие тома исследований. Кем он был? Одни считают, что гением, заботящемся о благе страны и народа; другие, что он просто мстил за казненного брата; третьи, что он был агентом германской разведки; четвертые — что он был просто сумасшедшим сифилитиком.

Возможно, и существуют люди, которые знают правду. Но они ее никогда не скажут, а если вдруг и скажут, все равно никто не поверит. Людям нужна легенда! И даже не очень важно, с каким она знаком, главное — чтобы была! Легенда о романтике революции, легенда о дедушке Ленине, легенда об отце народов Сталине, легенда о миллионах безвинно убиенных большевиками…

Не люблю я фильм «Место встречи изменить нельзя», еще больше не люблю Жеглова (кстати, очень хорошо сыгранного Высоцким). Но именно Жеглов сказал по сути верную фразу: «Не бывает наказания без вины». Возможно, в те революционные годы наказание иногда и было чрезмерным, но это если рассматривать текущую жизнь. А я все же придерживаюсь идеи перевоплощений, когда наказание в этой жизни может быть ответом на преступления в прошлой…

Однако, мы отвлеклись. Так что же дала стране революция? Я помню, как еще в 70-е годы экономику СССР продолжали сравнивать с 1913 годом и восклицать: «Вот видите, сейчас мы больше производим!». Школьников такие сравнения смешили, но в 1913 году экономика России и вправду была на подъеме. Потом война, потом революция. Да, есть много аргументов за то, что революция была подстроена немцами, чтобы вывести Россию из войны.

Но как бы кто к Ленину не относился, а дураком он не был. Я помню, когда нас заставляли конспектировать работы «классиков», конспектировать Ленина было очень трудно, потому что у него не было воды, у него все фразы имели смысл! Так вот, если бы не было в России революционной ситуации, никакие немецкие деньги не смогли бы эту революцию сотворить. И уж, тем более, удержать власть большевиков.

Недавно увиденный мной фильм «Матильда» как раз и укрепил меня в мысли о необходимости той революции.

Да, я не сторонник революций. Любая революция — это трагедия миллионов, это разруха, смерть и неизбежный откат назад. Общественные формации должны меняться, государства должны развиваться, но все это должно происходить мирно. Возможно ли такое?

Увы, я затрудняюсь так, навскидку, привести примеры «мирных революций». И речь не о смене власти в Грузии или где там еще, с букетами роз. Это не революция, это просто смена одного президента на другого примерно такого же. Но если говорить о революции, когда происходит смена формаций — не припомню.

Вопрос не в этом. Вопрос в том, как воспринимать те события сегодня, сто лет спустя, когда плоды той революции похоронены, а ее жертвы, по сути, стали напрасными. В тех постсоветских странах, которые однозначно устремились на Запад, отношение тоже однозначное: «кровавый переворот», любая добрая память о котором может привести человека в тюрьму. Насколько это демократично — сажать за убеждения — вопрос отдельный. Но в других странах, особенно в самой России, постперестроечный маятник качнулся в другую сторону, и теперь там все больше и больше наблюдается изменение отношения к ВОСР в лучшую сторону.

Что на практике давал людям социализм? Равенство. Да, в СССР это вылилось в уравниловку, которую нельзя считать разумной и справедливой. Но, тем не менее, люди чувствовали себя гораздо более защищенными, чем сейчас. Да, коррупция была и тогда. Но была возможность написать в партком, в райком, наконец, в ЦК. И это реально работало! А сейчас куда писать и звонить?

Что еще? Бесплатные институты, детсады, больницы, а также зачастую бесплатные (или почти бесплатные) санатории. Дешевые книги и театры, дешевые билеты на транспорт (самолеты в том числе). А еще — очереди за всем что только есть, а также много того, чего просто не было в принципе. Ну и, конечно, «железный занавес». Да, поехать в отпуск куда-нибудь в Европу было невозможно. Зато можно было ездить по всей огромной стране, это было доступно любому работающему человеку (а работали все!). А сейчас? Многие ли могут себе позволить месяц отдохнуть в Европе? Или на Сахалин слетать из Баку? А ведь там есть что посмотреть!

Ужасно интересно, что было бы, если бы революции не было! Сильная процветающая и духовно развитая Россия? Или безнадежно отсталая аграрная страна с мракобесием религии и африканской нищетой народа? Была бы Российская империя первой в Космосе? Кто знает… А мракобесие, кстати, возвращается, в отличие от духовности…

Как бы ни относились мы сейчас к большевикам и их ошибкам (а ошибок было множество!), но даже с учетом этих ошибок и, так или иначе, долгой всеобщей изоляции, СССР все равно смог построить великую страну, великую как по развитию, так и по духу. Увы, упомянутые выше ошибки оказались фатальными. Я могу долго и подробно их перечислять, но это тема отдельной статьи. Союз рухнул вместе с социализмом, который, кстати, так и не был построен по-настоящему (отчасти потому и рухнул). И теперь…

Теперь мы имеем то, что имеем. Вы довольны? Все довольны?

2 Ссылок на “Сто лет Революции

  1. Мой дед, служивший солдатом в Петербурге 1917-го, отслуживший солдатом в гражданскую, видевший установление советской власти в провинциальной России, всегда говорил, что революция была сделана на темноте и глупости народа. Если наказание в этой жизни есть ответ за преступления в прошлом, то сколько же преступлений натворил Российский народ до 17-го года? (Или это преступников прошлого всей Земли взяли да и реинкарнировали к тому времени в Россию?).
    Есть неопровержимые свидетельства, что был выбор: брать или не брать. С предостережениями умных людей. Выбрали — брать. Точка, виновны, ибо сами повернули ветку возможности к известным потом катастрофам. Все остальные ветки теперь гипотетические, а эта, кровавая и терзающая — неоспоримый факт.
    Союз ССР создал удивительное существование двуличия. Искренняя уверенность массы личностей в принципиальной правоте идей коммунизма сосуществовала, в том же сосуде, с убеждением в своём праве, необходимости, вот сейчас конкретно жить с отступлением от этих идей. Там же, в народе, существовало всегда и кухонное шепотом отрицание коммунизма. Хотя, следует отметить, что всё это свойственно вообще среднему религиозному человеку. Поэтому, тот дух страны, при беспристрастной разборке, вызывает глубокие сомнения в высокой оценке качества.
    Символично, что прошло сто лет, и мы не оказались, а пришли, идя — в точку с теми же качествами. Феодализм в смеси с зачатками капитализма, милитаризм, «духовные скрепы», казаки, война, застой, пропасть расслоения на богатых и бедных. Правда немного не догнали по фазе: поколение, которое снова с дуру не будет сомневаться, нужен ли залп Авроры, ещё не выросло (В России не выросло, а в Украине, в Донбассе отдельно, — оказывается уже).

    1. Ну, во-первых, возможно, что всех «грешников» собрали в России. И в Германии времен Гитлера, кстати. 🙂
      Во-вторых, идеи коммунизма сами по себе очень хороши (кто скажет, что нет?). Проблема в том. что его пытались насадить там, где он был невозможен на том этапе. И насадить теми методами, которые были чужды самой идее коммунизма. Вот и результат.
      Но это очень обширная тема, на самом деле…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *