В наше смутное постсоветское время резко усилилось влияние религий. В чатах телеграма, в соцсетях, да и в реальной жизни — жаркие споры о плюсах и минусах религиозного уклада жизни, о достоверности писаний и даже о религиозной подоплеке происходящих в мире событий. И даже на уровне политиков уже мелькают подобные рассуждения…
В 21 веке все это выглядит не только странно, но и опасно. Ведь религии испокон века служили для управления массами в интересах правящих классов. Однако я заметил очень интересные моменты…
Как известно, любая религия основана на вере. С какого-то века понятия «религия» и «наука» не только разделились, но и встали в противоречие: если ты ученый, ты не должен ни во что верить, а если ты верующий — ты не должен сомневаться и пытаться изучить.
Логика в таком подходе есть. Если я сомневаюсь и пытаюсь докопаться до сути, то в чем моя вера? Возникает интересный вопрос: а хочет ли Бог, чтобы люди в него слепо верили? Ведь именно Бог, по идее, дал человеку интеллект и способность к познанию мира. Зачем дал, если требуешь верить? Не странно ли?
На Западе это противоречие в свое время породило преследование ученых (вспомним Галилея, Бруно и т.д.), и даже сейчас религиозные люди зачастую не признают достижений науки и технологий, а научные работники отвергают все то, что не укладывается в их научные догмы. Ой… Как на религию похоже… Но на Востоке противоречие не возникло: там были другие религии, ученых никогда не преследовали и ничего не отвергали. Как же так? Почему?
В некоторых местных чатах телеграма сейчас идут, например, дискуссии об исламе, о признаках истинного мусульманина и о том, нужно ли в государстве иметь сугубо религиозное законодательство, т.е. должны ли государства быть светскими, возможно ли быть верующим в таком государстве и т.д.
Формально религия в той или иной мере отделена от власти в подавляющем большинстве стран. Даже в Израиле, где иудаизм официально является государственной религией, власть в стране все равно формально светская. Я так же не знаю ни одной христианской страны, где в основе законодательства лежал бы Новый Завет или где во главе страны стоял священник.
Есть т.н. «исламские» государства, тот же Пакистан, но насколько я знаю, власть там светская. В Саудовской Аравии вроде бы нет Конституции, а юридическая система основана на исламском праве. И только в Иране главой государства является религиозный деятель. При том, что, насколько мне известно, в отличие от того же христианства в исламе мулла является всего лишь администратором, но никак не духовным авторитетом. Есть Аллах, есть человек — и никаких посредников между ними! А единственный источник знаний, данный самим Аллахом, это Коран.
Вообще с точки зрения авторитетности того или иного Писания, Коран априори авторитетнее как Ветхого Завета, так и Нового: Заветы писались в виде «свидетельских показаний», а то и просто описывают события истории, а вот Коран является прямой речью Бога, переданной Мохаммеду через архангела.
Однако, к сожалению, ни сами Заветы, ни даже Коран не были записаны в тот момент: письменный текст появился через годы и даже века. Так что Заветы (ставшие Библией) неизбежно содержат множество искажений, ошибок и даже откровенных исправлений в угоду текущей ситуации. А уж что творилось при многочисленных переводах…
С Кораном, опять же, проще: он написан в стихах, а стихи и легче было запомнить и передать потомках, и труднее исказить. Но зато их труднее и переводить. Когда-то я читал перевод Крачковского, он считался почти дословным, но из-за этого читать очень трудно и не все понятно. Стихотворный перевод Пороховой у меня тоже есть, но я так и не нашел время на полное его прочтение. Конечно, читается он легко и приятно, но говорят, что суть передана не всегда точно. Судить не могу.
Но Писания — это одно, а жизнь государства — это другое. Возможно ли сейчас строить правовую систему на основе религиозных догматов? И нужно ли?
Авраамические религии возникли много тысячелетий назад (даже самому молодому — исламу — уже больше 1000) и в достаточно специфической местности. Да, в этих Писаниях регламентированы практически все аспекты тогдашней жизни местного населения и формы их взаимоотношений. Но разве можно сравнить экономический, социальный и психологический портрет тогдашних жителей палестинских пустынь и современных жителей европейских и азиатских мегаполисов? Но если ты принял религию — будь добр выполняй ее предписания. Но как?
И начинаются трактовки и толкования, даваемые «уважаемыми богословами». Насколько они достойны уважения и кто их назначил авторитетными экспертами — вопрос риторический. И насколько адекватны «Божьему замыслу» даваемые ими указания — никто не знает. Но религиозным людям необходимы указания! Ведь они сами не имеют права принимать решения, нужно указание Свыше! Но Бог молчит, он все сказал когда-то. И начинают говорить люди, доверие к которым весьма зыбко. То есть, в любом случае, это не слова Бога!
На этом фоне я никак не могу понять, как можно сейчас говорить о создании государства на основе религиозного права. Чисто технически невозможно применить старые догматы в современной жизни! А все современные трактовки будут не более чем домыслами никем не уполномоченных самозванцев. И на примере противостояния в Иране мы как раз и наблюдаем такое противоречие между современным укладом жизни и безнадежно устаревшими законами, потерявшими в наше время весь свой изначальный смысл.
Я не сомневаюсь, что в те времена все требования, изложенные в Библии и Коране, имели глубокий смысл и служили развитию человека, в том числе и развитию духовному. Но сейчас противоречия стали непреодолимыми…
Кстати, что интересно, современный передел мира как многими христианами, так и многими мусульманами воспринимается едва ли не как обещанная в Писаниях «последняя битва». При этом Иран и (теперь) Россия говорят о «западных сатанистах», но сами западные жители зачастую искренне считают «исчадиями ада» как раз сторонников Путина и фанатиков иранского режима. При этом и те, и другие сами себя считают едва ли не «посланцами Всевышнего». Хотя никакого «документа с печатью» от последнего нет ни у тех, ни у тех…
А на Востоке нет никаких ожиданий Армагеддона, там совсем иная философия. Там не ждут «второго пришествия» и современную переделку мира воспринимают совсем иначе, хотя и зачастую тоже с учетом «потусторонних» факторов.
Много лет назад я написал статью про появление религий и их особенности. Несколько лет назад я и вовсе создал свое вероисповедание (мировоззрение) под названием «веритулизм». Это не религия как таковая, это именно «вероисповедание», т.е. совокупность моих представлений о мире, но созданное не на строго научных фактах, а на известных мне явлениях, на логике, личном опыте, интуиции и т.д. Поэтому это не научная теория, а именно вероисповедание. Но оно ничем не хуже существующих религий, просто не имеет ритуалов, обрядов и поклонения, необходимых в любой религии. Я против идей, что «человек — раб Божий», что нужно «бояться Бога», что нужно поклоняться, неизбежно унижая самого себя. Не нужно это Богу! Да и по сути неправильно…
А государства… Государства должны быть построены не на той или иной религии (неизбежно в ущерб остальным), а на духовности. Духовность — это глубинная суть всех религий, просто люди давно о ней забыли и держатся за внешние, легко видимые атрибуты: обряды, ритуалы и т.д. Атрибуты эти разные у разных религий, так что создание религиозного государства неизбежно приведет к ущемлению тех, кто исповедует другую религию. Что же нужно?
Нужно, чтобы государство было построено на уважении личности, справедливости, равенстве и невмешательстве общества в личную жизнь. Впрочем, это достойно отдельной статьи, я давно хочу ее написать…
А пока — будем надеяться, что неизбежно придет «Золотой век», как и обещают нам восточные религии. Это космический процесс, не зависящий от нашего поведения. Но то, как мы будем его проходить, насколько трудно или насколько радостно (и сможем ли пройти вообще!) — зависит от нас. Выходите за рамки религий! Следуйте их сути — духовности. Она едина для всех.
Мировоззрение (религиозные убеждения) — это личное.
Допуск религии к управлению государством — это навязывание мировоззрения, т.к. успех (доход, здоровье, карьера,…) будет напрямую связан с демонстрацией безусловной лояльности.
Да, я как раз об этом и пишу. Религия и политика не должны соприкасаться никак.