Я люблю жанр оперетты. Мы привыкли, что «оперетта» — это классика: «Сильва», «Летучая мышь» и прочие принцессы цирка. Оперетты советских авторов тоже были (того же Дунаевского), но я их живьем не видел и в Баку их никогда не ставили (кстати, почему?).
Однако, вчера я был на премьере как раз такой относительно современной оперетты, естественно, в театре Музкомедии. И кто знает, не станет ли она спустя десятилетия такой же классикой, как оперетты Штрауса?
В субботу и воскресенье в Театре Музкомедии прошла премьера оперетты Полада Бюль-Бюль оглы «Песне моей поверь!» на либретто М.Щербаченко. Да, современность ее относительна: радиопостановка появилась еще в конце 80-х. Но кто из нас про это знал? А теперь вот усилиями Джавида Имамвердиева (главного режиссера театра) на свет появилась в полном смысле слова музыкальная комедия!
По закону жанра в оперетте должны быть две влюбленные пары: одна серьезная, одна легкомысленная, а в конце, разумеется, всеобщее счастье. Ну и, поскольку это комедия, зритель должен смеяться над остроумными диалогами, а поскольку музыкальная — наслаждаться красивой музыкой и хорошими голосами.
И если в прежние времена в опере допускалось полное несоответствие артистов их ролям (и по возрасту, и по комплекции, и по поведению), то в оперетте и раньше важной частью спектакля была игра артистов. Впрочем, сейчас и в опере это сделали крайне желательным.
Но вернемся на сцену. Сюжет я не буду пересказывать (думаю, постановки еще будут — идите смотреть!), только отмечу, что в «Песне моей поверь!» есть и две пары (хотя не такие явно разные), и остроумные диалоги, и приятная музыка (кто автор!), и сильные красивые голоса, и ярко созданные и сыгранные образы героев. Хотя финал второй пары однозначно не прописан, но будем считать, что и они нашли свое счастье друг в друге. Что касается главной пары, то самый конец технически тоже чуть выбивается из логики, но это, наверно, во мне говорит программист. 🙂 Хотя, конечно, это не столько классическая оперетта, сколько мюзикл, но профилю театра вполне соответствует.
Что хочется отметить по самой постановке? Про хорошие голоса и красивое пение я уже сказал, еще добавлю про балет, который был очень уместен и тоже красив (и девочки тоже, все как полагается!). Декорации вполне соответствовали 21 веку: три больших экрана, которые изображали то табло в аэропорту, то шкаф с напитками в ресторане, то окна в номерах гостиницы. В общем, тут все на уровне.
Единственный спорный момент — это дублирование на эти экраны изображения танцующего на сцене балета. На мой взгляд — это удачная идея, экраны как бы расширяли сцену и создавали добавочный эмоциональный фон. Но некоторым зрителям идея не понравилась, поскольку большие экраны отвлекали на себя внимание и вместо того, чтобы смотреть на самих артистов, зритель смотрел на проекцию (а там только силуэты были). Статистики у меня нет, но восприятие у людей оказалось разным. Кстати, финальный выход героини сначала на экране, а потом на сцене лично мне, опять же, понравился…
В принципе, хорошей была идея показывать на экранах фамилии артистов, которые после спектакля выходили раскланиваться. Но! Я не смотрел на экраны, я смотрел на сцену! И в результате пропустил практически все «титры». Да и вообще — почему бы не продавать программы, как это всегда было принято в театрах? Не надо делать ее шикарным и дорогим глянцевым буклетом, достаточно простой бумаги с перечнем действующих лиц, исполнителей, художников, постановщиков и т.д. на двух языках (если сам спектакль на русском). Вековой стандарт существует! 🙂 Учитывая вполне божеские цены на сам спектакль (за что отдельное спасибо), продавать такую программу за 50 гяпиков вполне разумно. И очень удобно зрителю!
В опере все всегда поют без микрофонов, а поскольку далеко не все певцы сейчас имеют истинно «оперные» голоса, то слышно их зачастую плохо. Здесь же использовалась техника, хотя как я ни всматривался в артистов, микрофонов не увидел. Нанотехнологии… 🙂 Порадовало то, что громкость динамиков была отрегулирована оптимально, но, конечно, некоторая «живость» восприятия при этом терялась, да и судить о качестве голосов по усилителю невозможно. Тембр красивый, в ноты попадают — это да. Но все же при использовании техники что-то неуловимое теряется… Зато все слышно…
Еще порадовало то, что в зале было тепло. Я привык к оперному театру, что там вечно дует холодом, и оделся по-зимнему. Тут не дуло и было даже жарко! Пришлось совершить небольшой стриптиз, а в конце обратный. Но в целом было комфортно и это реально приятно! А то вечно в театрах была проблема с климатом…
Я всегда любил этот театр, хотя бывал там редко. Надеюсь, что с приходом в режиссеры такого профессионала как Джавид Имамвердиев, я буду появляться в театре чаще. И классических, и современных оперетт много, так что простора для постановок хватит! А в наше стрессовое и слишком политизированное время жанр оперетты позволяет хотя бы на 2-3 часа погрузиться в мир радости, юмора, музыки — и просто отдохнуть от суеты жизни!
Конечно, хочется и азербайджанские оперетты увидеть, но тут есть проблема языка: в отличие от оперы, где тексты не так уж и важны, в оперетте надо не только «более-менее» владеть языком, но и понимать его тонкости. В этом плане, конечно, надо переводить классические оперетты на азербайджанский, а азербайджанские — на русский, чтобы все категории граждан (да и туристы) могли ходить в местные театры. Надеюсь, Минкульт займется этим вопросом…
В зале были не только простые зрители. На премьере присутствовал и ее автор: Полад Бюль-Бюль оглы. И естественно, его позвали на сцену после окончания действия. В своей речи он, понятно, отдал должное режиссеру, артистам, оркестру и т.д., а потом его попросили спеть. Не думаю, что он заранее готовился, но факт остается: взял микрофон и спел одну из своих старых известных песен.
Конечно, возраст есть возраст, но есть порох в пороховницах! Мастерство не пропадает, и слух, и голос, и объем легких — все это есть! И чувствовалось, что театр — его родная стихия, по которой он, как мне кажется, соскучился за годы работы министром и послом. Спустился со сцены в зал, прошел по рядам с микрофоном, продолжая петь. И было видно, что ему это в кайф! Ведь «бывших» артистов не бывает. 🙂 Аплодисменты зрителей были вполне искренними и вполне заслуженными.
В жизни должны быть праздники, и не только календарные. Люди сами должны создавать себе праздничное настроение, и театр в этом плане — прекрасный инструмент! А театр оперетты — вдвойне! Так что следите за репертуаром, и когда вы устали, когда настроение не блеск, когда хочется чего-то яркого и веселого — идите в старый Тагиевский театр. Я надеюсь, его репертуар будет расширяться, а никакие пандемии больше не будут разлучать артистов и зрителей.
Фото я не делал, приведенная иллюстрация просто «на память» (фото кликабельно).
Поздравляю коллектив с премьерой!