О бакинских памятниках

Наверно, этот пост не слишком новогодний, но с другой стороны, об этом тоже стоит поговорить. Почему не сейчас? Вполне подходящий момент, мне кажется.

Так вот, речь о памятниках. Вообще в целом как явлении, и о памятниках в Баку в частности. На фоне борьбы с памятниками в некоторых странах мира (от Латвии до США) и на фоне изменений в ассортименте памятников Баку, чаты и соцсети эту тему тоже периодически активизируют. Но у меня был повод для этого поста…

Зачем вообще ставят памятники людям? Чтобы выразить этим свою к ним благодарность, свое уважение, восхищение и т.д. Чтобы было куда принести цветы и чтобы будущие поколения помнили про этого человека и его заслуги. Все так?

Но тонкость в том, что со временем отношение к людям и событиям меняется. И тот, кем вчера восхищались, вдруг становится «сомнительным персонажем», а то и вовсе врагом. Конечно, касается это в основном политиков. Но возникает вопрос: надо ли сносить памятники этим людям? Или они должны остаться в назидание потомкам?

В некоторых странах Восточной Европы и постсоветского пространства в последнее время идет интенсивная борьба с памятниками, в т.ч. с монументами по поводу победы в ВОВ. Генералы-освободители объявляются оккупантами, да и простым солдатам, погибшим на фронтах, тоже достается. Мало того! Сносят памятники писателям и поэтам, которые не делали ничего плохого, но «имеют не то происхождение». Дико, но факт…

В Баку были снесены не только памятники Ленину и 26 комиссарам, но и Азизбекову, Марксу, Кирову и т.д. Понятно, что памятник Ленину на нынешнем Доме Правительства смотрелся бы дико. Понятно, что Киров не имеет столь выдающихся заслуг перед азербайджанским народом, чтобы возвышаться над всем городом. А уж 26 комиссаров и вовсе сыграли отрицательную роль в истории страны. Все так. Но проблема шире…

Возникает вопрос: а надо ли вообще ставить памятники политикам? Ведь только история может рассудить кто прав, а кто нет. Причем история судит тоже не всегда объективно: сменился строй — сменилось отношение. Когда в США представители БЛМ сносили памятники прошлым политикам на основании того, что они были рабовладельцами — это разумно? Судить политических и общественных деятелей надо по критериям тех времен, когда они жили. А если почитать «Унесенные ветром», то отношение к тогдашним рабовладельцам США и вовсе может стать иным…

Вспомните историю с Г.З.Тагиевым! Большевики не стали разбираться в его деятельности, просто объявили эксплуататором и конфисковали все имущество. Да, он был капиталистом. Но разве он был эксплуататором? Разве не тратил он свои деньги на пользу народу? Разве не заботился он о своих рабочих в чем-то больше, чем заботилась потом Советская власть?

Но памятники бывают не только политикам. А еще ученым, деятелям искусства… И вот тут дебаты в соцсетях идут о том, нужно ли ставить памятники «посторонним людям, не имеющим прямого отношения к стране», в частности, к Азербайджану?

На моем фотосайте, как известно, есть два раздела: «Памятники в Баку» и «Мемориальные доски в Баку». Они очень большие, но на очереди еще десятки фото, а ведь снято мной тоже пока далеко не все… И люди не всегда понимают, зачем у нас стоят памятники Моцарту, Пушкину, Шевченко, Энеску, Менделееву… Но почему-то особое раздражение у некоторых вызывает памятник Тесле. «Это политический жест, какое он имеет отношение к Азербайджану?».

Да, никакого. К сожалению, практически вся мировая наука никакого отношения к Азербайджану не имеет. Но это не мешает указанным «патриотам» пользоваться результатами умственной деятельности иностранных ученых. А почему не сказать им спасибо, установив памятник? Неужто Менделеев (который бывал в Баку) не заслужил нашего уважения и нашей признательности за свои открытия? Или памятники можно ставить только Мамедалиеву? При всем к нему уважении, мировая химия на его идеях не основана…

Почему-то некоторые считают, что признавая заслуги иностранных ученых, деятелей искусства и т.д., мы якобы «принижаем собственных гениев». Нет, господа! Умение ценить заслуги других — это первый шаг к умению ценить заслуги своих. Именно так. Наличие памятника Пушкину или Шевченко никак не принижает значимость Низами или Натаван. Понятно, что и им должны стоять памятники (они это заслужили!), ну так они и стоят.

Но вернусь к Тесле. Повторю: я много раз слышал возмущения установкой памятника этому гению, который, возможно, действительно никогда не слышал про Азербайджан. Но я считаю, что надо не просто иметь памятник этому человеку, а рассказывать о нем современным детям, в школе! Потому что Тесла — это нечто удивительное, наподобие Леонардо, только в иной области. Да, и почему бы не иметь у нас памятник Леонардо?

Понятно, что такими людьми рождаются, а не становятся. Но я уверен, что и в том же Азербайджане есть дети, имеющие подобный потенциал. И если они будут видеть почет и уважение народа к подобным личностям, если они хотя бы будут знать о их существовании(!) — это уже поможет им развиваться и идти вперед. Ведь гениям всегда трудно. Им нужен какой-то реальный пример, нужно видеть, что если ты такой выдающийся человек, то тебя оценят и будут помнить! Детям это очень важно. А кого-то такой пример хотя бы просто стимулирует и вдохновит на занятие наукой. Хотя иногда мне кажется, что в нашей стране нет такой цели: развивать науку. Несмотря на то, что именно развитие науки и технологий — условие выживания страны в 21 веке.

Да, надо помнить своих великих творцов, надо ставить им памятники и рассказывать о них детям. Надо, чтобы они гордились именами Насими, Физули, Магомаева, Караева… Но у нас рядом (на Западе от границы) пример того, к чему приводит избирательный культ только «своего», заслуг «своих». Если же ты уважаешь всех, если ты признаешь и благодаришь всех, кто этого заслуживает независимо от места рождения, этноса и т.д. — ты сам становишься богаче. Это банальная истина, которую у нас почему-то стесняются доносить до масс.

Так что я бы сказал, что надо иметь памятники не только местным личностям, но и всем тем, кто способствовал развитию человеческой цивилизации. Особенно тем, чьими плодами мы все пользуемся. Музыка Чайковского принадлежит не России, а всему человечеству. Как и музыка Моцарта принадлежит не только Австрии. Поэзия Пушкина аналогично. И если мы хотим, чтобы памятники Низами, Насими, Гаджибекову и т.д. стояли в других странах мира тоже (а не только у нас), то и мы должны с уважением относиться к творцам иностранного происхождения. Тем более, если эти люди создали нечто «всепланетное», как Менделеев, Лобачевский, Циолковский, Чебышев, Пирогов… Что знаете вы о них? Или Ньютон, Эйнштейн, Планк, Пастер, Максвелл… Можно долго перечислять имена людей, благодаря которым мы живем в цивилизованном мире.

Но Тесла все равно стоит особняком. Хотя он сильно опередил свое время и многие свои разработки сам же и уничтожил: уж очень опасны они в руках алчных политиков… Но ЛЭП, без которых мы сейчас жить не можем, — его заслуга… И много чего еще. Но что мы знаем об этом? Мы только умеем спрашивать: «за что памятник, если он не житель Баку?».

В общем, тема сложная, понятно. Но подводя итоги года, хорошо бы вспомнить имена всех тех, кто сделал нашу жизнь комфортной. Даже если жили они в иных странах много лет назад…

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *