Давно я не был в нашем Русском Драматическом театре (РДТ). Раньше, еще в 90-х, бывал там довольно часто, хотя само искусство драмтеатра не очень люблю (оперу и балет гораздо больше). Потом все реже и реже, хотя на отдельных спектаклях все же присутствовал.
И вот вчера я решил посетить представление «Три красавицы»: во-первых, по принципу «иногда надо», а во-вторых, заинтересовал анонс, где-то прочитанный. Ну, по итогам вот пишу свое мнение…
В спектакле участвуют всего три человека: три женщины-актрисы. Ну, это и названию соответствует. В принципе, я предпочитаю спектакли, где артистов много, а моноспектакли не признаю вообще. Но тут не «моно», тут «трио», поэтому все же пошел.
Играют Мелек Абасзаде, Аян Миркасимова и Медина Муллаева. Постановка главного режиссера театра Александра Шаровского. Я понимаю, что не являюсь профессионалом и сужу просто как рядовой зритель. Так вот, мне всегда нравились «балаганные комедии» театра в его постановке. А вот серьезные спектакли как-то не очень (впрочем, времена меняются, надо будет снова посещать театр почаще). Но тут по сути тоже комедия. Хотя назвать спектакль развлекательным я не могу: грустных моментов тоже хватает, да и суть происходящего отнюдь не радостна.
Конечно, содержание пьесы пересказывать не стоит. Да, это не детектив, а все же комедия, так что финал ожидаем. Но тем не менее, я против спойлеров в любом виде искусства. Так что о деталях не буду. Но сама ситуация весьма распространенная: три подруги-ровесницы, все одинокие и оттого несчастные. Человек — животное социальное, он не приспособлен к одинокому существованию. Тем более, что чем старше — тем тоскливее становится. А если еще и болезни будут?
Так что поиск спутника жизни вполне естественен. Заодно зритель узнает истории жизни всех трех подруг, пусть и разные, но весьма грустные. Но это по содержанию. А теперь о восприятии.
В таком спектакле очень важно показать характер и суть героев. Отмечу, что актеры с этим справились, не сбились, не «вышли из образа». Но… Саму пьесу я не читал. Но почему-то вижу представление все же иным. В том плане, что и тут спектакль выглядел несколько гротескным, хотя по-моему таким быть не должен. Или я просто не люблю гротеск как форму (как и фарс)?
И это не инициатива актеров, это явно вклад режиссуры. Смешных моментов немало, да и вообще известно, что ставить комедии сложнее, чем трагедии: в комедии легче «переборщить», а это лишнее. Так вот мне кажется, что все же «переборщили». Да, было несколько намеков на старые советские фильмы (интересно, все ли зрители их уловили?), такие приемы лично мне всегда нравятся. Был «выход в зал», хотя тут я бы все сделал несколько иначе.
Вообще мне понравилась сама театральная обстановка: перед началом и в антракте в фойе живая приятная фортепианная музыка, фотографии артистов на стенах (хотя не уверен, что для всех выбраны самые лучшие образы). Зал был почти полный, хотя места были. Не аншлаг, ну так это и не премьера все же…
Кстати, цены на билеты стали явно выше. Я вообще изначально хотел пойти на другой спектакль («8 любящих женщин»), но цена уж слишком кусалась. Да, понятно, премьера. Но все же подожду в надежде на снижение стоимости…
Фотографии я не делал: в зале темно, на сцене тоже не солнце. Да и что снимать? И зачем? Советую просто пойти и посмотреть. Может быть даже кого-то происходящее на сцене заставит о чем-то задуматься… Но пожалуйста: не берите с собой детей! Это не детский спектакль! Сзади сидела мать с дочкой (похоже, дошкольного возраста) и шум от них был жуткий! Ребенку скучно и непонятно происходящее, это же очевидно. Я понимаю: оставить не с кем, возможно. Но другие зрители в этом не виноваты. Да и ребенка такой поход может отвадить от театра как явления…
Вообще же среди зрителей преобладали если не ровесники героев пьесы, то нечто близкое к тому. Молодежь в театры не ходит? Если так, то это жаль. Может, стоит, как было когда-то, вернуть льготные абонементы для студентов и распространять их прямо в институтах? Не принудительно, конечно. А то цены правда кусаются, не все могут себе позволить такой поход за счет стипендии… Да и стимул будет чисто психологически: «есть возможность — надо пользоваться!». А там и привыкнут, и понравится даже…
Вот такой получился «репортаж». Понятно, что мое мнение субъективно. Но уж какое есть… 🙂
P.S. Текст пьесы есть на сайте автора — Валентина Красногорова. Ставят ее многие театры, так что пьеса известная. Кстати, прочитал там комментарий (видимо, самого автора): так вот, не стоило делать гротеск. Ну никак. Хотя по сравнению с приведенными там примерами, постановка в нашем РДТ просто идеальна! 🙂 Без шуток. И актрисы наши тоже молодцы. Пойдите, посмотрите сами!