Концерт «Ностальгия»

Вчера в к/т Низами состоялся концерт под названием «Ностальгия», организованный и проведенный Бакинским Клубом авторской песни. Зал довольно маленький, но заполнен был до краев. Правда, многие к концу стали расходиться, хотя транспорт сейчас вроде работает допоздна. Не привыкли люди долго сидеть на одном месте…

Концерт мне понравился, хотя само название я бы ставил другое: слово «ностальгия» имеет какой-то минорный оттенок, да и вообще — никогда не стоит тосковать о прошлом!

Впрочем, расскажу подробнее.

Концерт был посвящен трем, как я считаю, действительно великим людям: Эльдару Рязанову, Леониду Филатову и Валентину Гафту. Мне всегда было очень обидно, что американских актеров и режиссеров знает весь мир, а советских (я имею ввиду всю территорию нынешнего СНГ, не только Россию) — почти никто. А ведь зачастую наши были не только не хуже, но и лучше!

Увы, сначала «железный занавес», потом недостаток денег на рекламу на Западе, потом опять политическое противостояние — все это не позволяло советскому кино выйти в окружающий мир. Да, были исключения типа Москвы со слезами, но эти исключения только подтверждали правило.

Я не говорю, что Рязанов — самый гениальный режиссер, были еще Данелия, Абуладзе, Гайдай — всех не перечесть. Но Рязанов не только режиссер. Он еще и на редкость талантливый поэт и очень внутренне глубокий человек. Говорят, он был убежденным атеистом. Но тем интереснее! Оказывается, можно быть атеистом, но иметь в себе духовность. Лишнее подтверждение тому, что религия совсем не обязательна…

То же касается Филатова и Гафта. Да, они были прекрасными актерами, если они снимались в фильме — его стоило посмотреть. Но опять же, талант их был многогранен. И одна из граней — поэзия. Эпиграммы Гафта ходили по всей стране, а сказка Филатова про Федота-стрельца — это не только прекрасный образец сатиры, юмора и глубокой мысли, но и просто мастерски написанная вещь в плане литературы. А ведь было и многое другое…

Так что выбор организаторов более чем оправдан: эти люди достойны всяческого уважения!

Ведущие рассказывали, на экране показывали отрывки из фильмов и семейные фотографии. А члены Бакинского КАП пели песни и читали стихи. Правда, стихи и песни принадлежали перу не только Рязанова, Филатова и Гафта, на что я поначалу надеялся. Да и вообще…

Я вот даже не знаю, что делать. С одной стороны, я очень благодарен организаторам за этот концерт. И я с удовольствием слушал стихи и песни. Но я не могу промолчать о том, что мне не понравилось! И самое грустное, что то же самое мне не нравится практически на всех подобных концертах. Что именно?

Мне не нравится, когда исполнители забывают слова, сбиваются и несут отсебятину. Раньше я это списывал просто на их необязательность — халтуру, грубо говоря. Но сейчас я заметил, что дело не всегда в халтуре. Да, бывают моменты, когда явно видно, что человек плохо подготовился, проявив откровенное неуважение к зрителю. Понятно, что все будут хлопать все равно, но я такие вещи не уважаю.

Но бывает иначе. И я, наверно, понял причину. Дело в том, что когда исполнители готовят свое выступление и учат слова стихов и песен, то где они их берут? Сейчас, чаще всего, в интернете. Увы! Интернет — отнюдь не самый достоверный источник знаний. И не имеет значения, что вы там ищете: физические формулы, лирические стихи или духовные знания. Поисковик не фильтрует информацию на качество и достоверность, а мало кто станет делать это вручную. Берут первое попавшееся.

Но кто ставит это в интернет? Откуда? Темный лес. Я много раз встречал перевранные стихи известных авторов, выдаваемые за правду. А потом такие стихи оказываются на концерте и режут слух таких как я, многое из представленного вчера знающих наизусть с давних пор. Да, я согласен: иногда сами авторы не помнили свои тексты и несли отсебятину, даже у Окуджавы встречается разное исполнение разных песен. Что в таком случае считать «каноном»? Я считаю то, что выпущено на пластинках. И я не верю, что члены КАП не имеют доступа к такому первоисточнику… Должны иметь!

А уж когда они путают куплеты и заменяют на ходу забытые слова — это вообще ни в какие ворота! И не было еще ни одного концерта, где никто ничего не спутал. Грустно… Я понимаю, что кому-то будет очень неприятно это читать. Я не буду публично называть имена, не хочу портить радость от концерта. Каждый сам знает свои грехи, а не знает — пусть спросит лично. И я очень надеюсь, что когда-нибудь это безобразие прекратится!

Но если в целом — спасибо за концерт! Его вели вице-президент КАП Вафа Мамедова (она же все организовала, просто молодец!) и президент — Джавид Имамвердиев. Разумеется, ведущие участвовали в самом концерте и как исполнители.

К сожалению, у меня нет списка всех участников и я не могу всех назвать поименно. Просто хочу еще раз отметить мастерскую игру на гитаре Георгия Черногорова. Не говорю, что другие играли плохо, нет — к игре у меня никаких претензий. Но он поистине мастер!

В общем, должен отметить весьма высокий профессиональный уровень участников концерта. Авторская песня считается чем-то таким, второстепенно-любительским. Напрасно! Замечательные голоса, виртуозная игра, безгрешное в плане попадания в ноты пение — все это есть в нашем КАПе! Еще бы чуточку ответственности и обязательности добавить, особенно по отношению к знанию чужих стихов — так все было бы просто идеальным!

Так что — пусть чаще будут подобные концерты. На разные темы, в разных помещениях. Это здорово, что такие события происходят в Баку. Единственное что — не надо давать откровенно «старческие» названия, надо привлекать в зрительные залы молодежь! А их «ностальгия» не привлечет…

Еще раз спасибо организаторам и участникам! И спасибо Рязанову, Филатову и Гафту. За их талант, их труд и их глубину… Мы помним!

2 Ссылок на “Концерт «Ностальгия»

  1. Здесь пример Рязанова справедливо замечен и отмечен. Вера в существование некого абсолюта чистоты не является необходимым (и достаточным) условием стремления личности к чистоте. Т.е. личность может справедливо полагать, что идеала нет, и он возможно даже недостижим принципиально. Но всё выше сказанное не является препятствием к формулированию личностью требуемых параметров чистого идеала. И не является препятствием к стремлению к установленному (субъективно конечно) идеалу. (К тому же: а кого не удасться укорить в субъективной формулировке своего идеала?)

    1. Так это известно, что духовность сама по себе не имеет никакого отношения к религии. Уж сколько грязи и преступлений совершено во имя и от имени религий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *