Мера ответственности

Недавно зашел тут у меня спор: существует ли коллективная ответственность? Несет ли ответственность русский народ за войну в Украине? А украинский? А народ Европы или США? Ответственен ли народ тогдашней Германии за действия Гитлера? А Германии современной? Народ США за войну в Ираке, Вьетнаме, Афганистане? Ну и т.д. А еще за экологию, преступность…

Поскольку мнения людей тут зачастую противоположны, значит, однозначного ответа вроде бы нет. Или есть? Ведь многие сейчас очень хотят иметь однозначный ответ на все вопросы… «Друг или враг», «добро или зло», «черное или белое», «наш или чужой» — в чатах телеграма люди постоянно хотят наклеить на собеседника бирку и положить в соответствующий шкаф.

Но как оценить? Попробуем разобраться…

Человек стремится к простоте и удобству. Когда ты точно знаешь, кто друг, а кто враг, то жить намного легче. Если что-то сказал человек с наклейкой «враг», то прислушиваться не надо, надо наоборот, опровергать. А его самого ненавидеть. И неважно, прав он или нет. Если сказал «друг», значит, надо его поддержать и ему следовать. Даже если он сморозил полную чушь. И так легко становится!

Да, процесс мышления требует много энергии и много усилий. А еще — внимательности, знаний, да и способностей, наконец. Когда не думают дураки — все понятно. Но когда не хотят думать умные — вот это уже не просто грустно, а страшно: ведь ими начнут манипулировать, а будучи умными они такое накрутят под влиянием пропаганды!..

Но вернемся к теме. Разумеется, речь идет не о юридической ответственности, речь о моральной, даже, если хотите, кармической ответственности. Так вот: кто за что отвечает?

Принято считать, что в т.н. «демократическом» обществе власть опирается на мнение народа. А коли так, то народ разделяет с властью всю полноту ответственности. Вроде логично. А если некто голосовал против? Отвечает ли он за действия президента, которого он не хотел, но который победил благодаря глупости и наивности других? А теперь творит черт знает что?

Вот, Путин напал на Украину. Сплошным потоком идет мнение, что «русский народ виноват». И что те, кто уехал, они тоже «за войну», просто сами воевать не хотят. Я не буду сейчас рассуждать об источнике подобной информации (у кого-то есть статистика по опросам уехавших?), но если кто-то «за», то его вина понятна. А вот как быть с теми, кто против? Должны ли они рисковать здоровьем, свободой, а то и жизнью (причем не только своими, но и их близких), выходя на заведомо бесполезные протесты? Несут ли ответственность те, кто не мог уехать, и продолжает работать в России и платить налоги, которые «идут на агрессию»? Опять же, альтернатива — умирать с голоду, что войну никак не остановит.

Несет ли ответственность народ Украины за действия тех, кто скинул Януковича вопреки Конституции, за действия тех, кто сжег Дом Профсоюзов в Одессе или кто принял первые законы нового правительства, вызвавшие волну сепаратизма в стране? Да, кто со всем этим согласен — те несут. А кто не согласен? Что они могли сделать, особенно те, кто живут не в Киеве? И ведь сейчас именно они расплачиваются смертями и разрухой под бомбами. Справедливо ли это?

А несет ли ответственность народ России, Украины и т.д. за многолетнюю коррупцию в этих странах? Отвечают ли украинцы за то, что не стала Украина мощной державой, а все эти годы просила кредиты МВФ, за что продала свои пахотные земли американским фондам и приняла на себя роль полигона в разборках между США и Россией? Отвечают ли россияне за то, что Россия не стала реальной державой, уступив первенство в технологиях крошечному Тайваню? И за то, что ее власти грезят о возврате времен империи?

Я много раз писал по опыту в Азербайджане: коррупция всегда идет снизу! Но это бытовая коррупция. А как с казнокрадством? Как со скандалами о подкупленных политиках в ЕС? Отвечают ли народы Европы за бездарность и продажность некоторых своих правителей? По идее, да: они же их выбрали! Ну а те, кто голосовал против? Или им надо было не признать выборы и тоже «майдануть»? А страдают-то все одинаково, независимо от поставленной галочки в бюллетене!

Если все это наблюдать, то вроде бы приходишь к однозначным выводам: во-первых, в жизни нет справедливости, а во-вторых, от человека ничего не зависит, что ни делай. И как тут жить? Пропадает желание вообще во что-то вмешиваться («все равно пострадаю»), пропадает желание осмысливать и разбираться в ситуации («все равно ни на что не повлияю»). Только и остается, что клеить простые ярлыки и делить мир на «своих» и «чужих», причем не столько по их взглядам (ведь желания разбираться нет!), сколько по явно видимым социальным признакам: национальности, религии, цвету кожи…

Как известно, вся жизнь людей основана на логике. Особенно правовая система! Однозначно доказать вину или невиновность можно очень редко. Гораздо чаще выводы суда основываются на логике, на вроде бы «очевидной» интерпретации действий подозреваемого и на столь же «очевидном» анализе сочетания тех или иных косвенных улик. Логика всегда дает однозначный ответ: «виновен» или «не виновен». И не только в суде, везде в жизни. За то и любят ее люди с интеллектом, и гордятся своей «логичностью». Вот только почему так много судебных ошибок (и я не о коррупции)?

Вопрос: а за что же тогда весь мир ценит и уважает почитаемого в Азербайджане Лютфи Заде? За то, что он создал аппарат нечеткой логики. Кстати, именно эта логика заложена в работе нашего интеллекта. Когда создавались первые ЭВМ, там была применена бинарная система, а вся логика сделана двоичной. Однако и тогда были попытки создать троичную логику: «да», «нет», «возможно». «1», «-1», «0». И практика показала ее несравнимо более высокую эффективность! Но на аппаратном уровне эта система так тогда и не прижилась. Хотя сейчас нечеткая логика работает везде, начиная от «интеллектуального поиска» и кончая рекомендациями в интернет-магазине. Но это все софт, железо осталось двоичным, ибо оно проще в изготовлении…

Но люди — не компьютеры! Разве мы всегда однозначно отвечаем на вопрос «как там на улице?»? Иногда мы говорим «жарко» или «холодно», но иногда «прохладно» или «тепло». И по своему опыту знаю, что оценки эти у разных людей могут отличаться кардинально! Так как же тут быть с логикой?

Виновен ли абстрактный «народ Украины» в нападении России? Виновен ли в этом конкретный «Микола из Житомира»? Виновен ли Зеленский? Виновен ли Путин? А «Вася из Гусь-Хрустального»? Нужно ли ненавидеть всех русских за преступления десятка маньяков где-то на Херсонщине?

Люди хотят четко поделить на «жертва» и «насильник». Жертва не виновата, насильник виноват на 100%. И все время пихают мне такой пример. Люди, ну думайте немножко! Если по центральной улице днем идет одетая девушка своей дорогой, к ней подбегает маньяк и насилует — кто виноват? Однозначно он. А если полуголая девушка идет ночью через заведомо криминальный район, вихляя бедрами, тогда кто виноват? Насильник виноват в любом случае, понятно. Но разве тут нет ее вины тоже?

Здесь логика нечеткая. Ее предупреждали, что район криминальный, лучше его обойти. Ей говорили, чтобы хотя бы не шла одна. Ей говорили, чтобы оделась посильнее. Но она все сделала по-своему. И что — тут нет ее вины? Юридически нет. И насильника все равно будут судить без смягчающих обстоятельств, а ее признают несчастной жертвой. Но разве не сознательно она провоцировала этого насильника? Зачем? Либо она дура, либо ей нравится насилие, либо она хотела провести эксперимент. Но в любом случае, с логической точки зрения она тоже виновата!

Это к вопросу Украины. Что из трех вариантов сработало, я не знаю, это не мое дело. Я просто объясняю, почему доля вины Украины тут тоже есть. По логике! Но только чья это вина? Властей или народа?

К сожалению, земными мерками определить долю вины и даже ее наличие в подобных случаях невозможно. Вина властей очевидна. Тот, кто принимает решения, тот и несет за них ответственность. В то же время тот, кто несет за что-то ответственность, должен обладать властью принимать решения. Например, на предприятиях принято вешать на сотрудников «противопожарную ответственность». Но никто не дает этим сотрудникам власть запрещать коллегам использовать кипятильники или запрещать начальнику включать аварийный, но необходимый для работы агрегат. Разве это правильно?

Так вот, никто не давал народу власть вмешиваться в решения властей страны. В лучшем случае — проигнорируют. В худшем — посадят за «антипатриотизм», «дискредитацию» и т.д. За митинги и «майдан» тоже накажут, но войну не прекратят. И что делать? Нет власти — нет ответственности!

Так что я против коллективной ответственности. Совершил преступление — отвечай. Убил мирного жителя из озорства, ненависти, мести и т.д. — отвечай. А то как раньше практиковалось? Один из 10 что-то натворил — всю «десятку» наказывают. Высылать, сажать, а то и вырезать всю семью преступника — это правильно? Наказывать весь отдел за опоздание их коллеги… Может это и сейчас где-то применяется, не знаю. Но разве это справедливо? Тот, кто чувствует, что подводит других, тот и так никого не подведет. А кому плевать — тот все равно наплюет. Это не воспитывает, увы…

Что интересно, так это кармические моменты. Призванный на войну солдат не получает негативную карму, убивая врагов «по долгу службы» (или ты, или тебя). Карму получает тот, кто его послал на войну, если она несправедлива. Однако, если солдат убивает с ненавистью, с желанием убить — тогда и он свою долю кармы получит. Понимаете, какая тут тонкость? И это, на самом деле, очень справедливо!

Вот такой вывод. Хотя если копать еще глубже, то… Но это уже другая сфера и это тема отдельной статьи.

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *