Как стать великим?

Вчера я ходил на встречу с писателем, имеющим поистине мировую известность: Чингизом Абдуллаевым. В принципе, я давно хотел попасть на такое мероприятие, поскольку всегда интересно услышать его истории, его советы и его мнение по разным темам. Нет, я не ждал инструкций о том, как сделать всемирно известными мои собственные произведения. Хотя, как говорится, «чем черт не шутит?». 🙂

Но на самом деле, конечно, я просто хотел увидеть живого классика и послушать умные речи. Должен признать, что результат превзошел мои ожидания…

Мне очень обидно, что пишет Чингиз Акифович в жанре совершенно «не моем». Я знаю людей, которые прочитали чуть ли не все его книги и с нетерпением ждут следующих. В какой-то степени я даже им завидую. Но детектив — это совершенно не мое! Про Шерлока Холмса я в детстве читал и даже перечитывал, но ни Пуаро, ни Мегрэ я так и не осилил. Конечно, многие произведения (почти любая фантастика, например) имеют отдельные детективные элементы (и даже моя бакинская повесть тоже не без того), но все же детектив как жанр меня совершенно не привлекал и не привлекает.

Но я всегда гордился тем, что наш азербайджанский писатель обрел поистине всемирную славу. И — да: неважно, какой национальности писатель, важно, что он живет и творит в Азербайджане. Потому что человек, пусть даже чистокровный азербайджанец, но уехавший на ПМЖ в какую-нибудь Канаду, даже став всемирно известным, будет не азербайджанским писателем, а канадским. Так что в этом вопросе наши мнения не совсем совпадают, видимо…

Понятно, что имея юридическое образование и действительно высокопоставленных родителей, Чингиз Абдуллаев имел доступ в архивы, в которые обычный писатель политических детективов вряд ли попадет. Но никакой блат не сделает писателя популярным и любимым миллионами. Популярный писатель — это огромный труд и огромный талант.

Конечно, сейчас можно за свой счет издать что угодно. Но попробуй стань «за свой счет» знаменитым! Не выйдет… А когда данный автор только начинал свое творчество, подобное было и вовсе невозможно. Так что не надо подозревать его в каких-то «тайных рычагах», просто его творчество востребовано читателем.

И уж тем более никто не станет переводить и издавать на десятках языков книги, которые того не стоят. Честно скажу, мне очень приятно, что несколько моих рассказов силами моих друзей переведены на английский (есть на Амазоне в электронном виде, ссылки на моей литстранице) и даже на польский. Понятно, что ни у них, ни у меня нет ресурсов для их даже минимальной рекламы, но для меня ценно именно то, что они это сделали бескорыстно и по собственной инициативе. Значит, настолько понравились!

Что еще меня приятно удивило в маститом писателе — это его огромный юмор и самоирония. И если юмор в творческой среде не диковинка, то вот самоирония — самоцвет очень редкий. Многие люди очень боятся показаться смешными и крайне негативно относятся даже к внешним проявлениям такой иронии, а уж чтобы самим себя… Было приятно увидеть исключение из правила!

Я также согласен с тем, что зависть и ревность — это проявление чувства собственной неполноценности, но я бы еще добавил: и глупости (подробнее в статье). Да и вообще я услышал немало мыслей, весьма близко совпадающих с моими. Что тоже отрадно и приятно!

Кто-то спрашивал, «что нужно для успеха?» и вообще «как стать писателем?». Опять же, могу согласиться с Чингизом Акифовичем: вера в себя необходима! Как и вера в ваш успех со стороны близких вам людей. На самом деле, тут отнюдь не только вопрос моральной поддержки. Мысль материальна, желание — еще больше материально, а вера так и вовсе способна творить чудеса. Так что — да, это необходимо, и это на самом деле работает!

Конечно, это не все. Маститый писатель и сам верно отметил, что в одном только «бук-центре» продаются книги 40000 авторов, и кем же надо быть, чтобы «пробиться» сквозь эту массу? Можно написать нечто гениальное, но кто о нем узнает? Вот вопрос! Напомню, что я еще в 17 году писал о том, каким вижу Союз Писателей и его роль в поддержке начинающих авторов. Отрадно, что стал издаваться журнал «Улдуз», где публикуют молодых писателей. Кстати, вопрос: речь о паспортной молодости, или писательской? 🙂 А то ведь некоторые начинают писать отнюдь не в детстве…

Интересен был также ответ на не помню как сформулированный вопрос про источник творчества. Я не могу согласиться с распространенным мнением, что для творчества необходимо страдание, необходимы «удары судьбы», да и богатый жизненный опыт тоже не всегда является условием творения. Несмотря на то, что два моих рассказа написаны действительно по мотивам личного опыта, все равно я считаю, что вдохновение приходит откуда-то «Свыше», а не из банальной личной памяти. Это уже речь тогда о мемуарах. Это другое.

Еще я был обрадован тем, что Чингиз Абдуллаев, как и я, заранее не знает, чем кончится то или иное его произведение. Тем, что «герои со мной спорят» и вообще, как я понял, ведут себя по-своему. Это хорошо! Потому что вроде по правилам считается, что надо заранее расписать все моменты сюжета, сделать некую «матрицу», которую потом следует заполнять деталями. У меня все не так, так что ответ успешного писателя вселяет надежду: оказывается, «так тоже можно». 🙂

В общем, писать можно долго, но когда меня дома спросили: «ну что там было?», я только и смог ответить, что «надо было самим прийти и послушать». Нет, ну правда: как все пересказать? Да и зачем? Хотите — приходите. Хотя, конечно, в будний день к 7 часам прийти могут не все. И если бы еще в 7! Я понимал, что будет аншлаг, а зал в «Русском Доме», где проходило мероприятие, довольно маленький. Так что я пришел за полчаса(!) заранее. И в итоге еле нашел приличное место! Очевидно, что не все работающие могут позволить себе такую роскошь…

Встреча длилась два часа и понятно, что могла бы продолжаться еще столько же, человека такого масштаба можно слушать бесконечно. Но вот чего я никак не понимаю, так это толпу народа, облепившую писателя для получения автографа. Есть, конечно, коллекционеры, но их все же мало. А остальные зачем? Да, мне тоже очень приятно получать книги с дарственной от автора, но только в том случае, если он знает меня и делает это по своей инициативе, подписывая ее лично мне. А занимать время такого человека ради вопроса: «Как вас зовут? Как-как?» и стандартной фразы «на память от автора» — не вижу смысла… А тому, кого не знаешь, ничего другого и не напишешь…

Надпись на книге от народного художника СССР Петра Сабсая моей бабушке, с которой он дружил много лет, — это очень ценно. Надпись мне на книге С.В.Образцова, который дружил с моим знаменитым дедом и у которого я когда-то был в гостях, — тем более. Ну и т.д. Не знаю, понимаете ли вы, о чем я говорю?..

Не могу понять, как успевает один человек и столько писать, и так широко заниматься общественной деятельностью. Нет, я не завидую — я восхищаюсь! На встречу я шел просто как «любопытный блогер», ничего кроме краткой биографии о данном писателе не зная. А ушел со встречи с радостью, благодарностью и гордостью. Азербайджанский народ очень богат на больших писателей, поэтов, музыкантов, художников — что есть, то есть! И Чингиз Абдуллаев — яркий тому пример. И что еще хорошо — истинный интеллигент. А вот это нынче точно дефицитный продукт…

Спасибо и ему, что уделил время (в рекламе он давно не нуждается), и сотрудникам администрации «Русского Дома», предоставившим помещение и задержавшимся на работе ради всех нас. И Лале Гасановой, которая все это организовала и тоже все 2 часа простояла на сцене. Кстати, я был бы совсем не против, если бы они оба сидели. «В ногах правды нет», как известно. 🙂 Хотя такое уважение к слушателям со стороны знаменитого писателя говорит о многом и встречается, увы, не часто.

Что ж — могу пожелать Чингизу Акифовичу здоровья и продолжения творческого процесса! От писателя зависит только способность и желание трудиться, а все остальное приходит Свыше и от него не зависит никак… Поэтому и желаю!
 

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.
nick ErichWare

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *